Конспект урока литературы на тему «С.Есенина «Черемуха»

Конспект литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «С.Есенина «Черемуха»

Автор: Теслова Вероника Александровна

Должность: учитель начальных классов МОУ нш-д/с №5 «Катюша» г.о.Рошаль







Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством С.Есенина, показать ученикам своеобразие поэзии С.Есенина, ее красоту и музыкальность; учить детей видеть красоту русской природы; продолжать формирование умение видеть образные языковые средства –метафоры, олицетворение, сравнения; развивать наблюдательность, речь учащихся; воспитывать любовь к природе.



Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.постановка цели. Актуализация знаний.

В этом имени-слово «осень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…(Н.Браун)

(Звучит музыка «Над окошком месяц. Под окошком ветер».)

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место очень красивое. Подойдешь к Оке-широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.

Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любит их, они навсегда остались для него родными. Он так и писал:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его детство, но и потому, что именно там он ощутил себя поэтом, написал первые стихи. Его лирику пронизывает «любовь ко всему живому». Для него живым становится и то, что другому кажется бездушным: звезды, реки, облака, лес…

Все свою душу выплеснул поэт в свои стихи.

4 изучение нового материала.

-стихотворение Сергея Есенина, которое мы прочитаем сегодня, тоже пронизано любовью к родной русской земле, ее природе.

А) словарная работа.

- в нем встретятся слова, значение которых сейчас уточним.

Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.

Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.

Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега.

Вкрадчиво - тихо, на ушко.

Б)чтение стихотворения учителем

В) работа над первичным восприятием.

-какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

-На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)

-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

4. физминутка

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на поясе, повороты вокруг себя)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вокруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

6.повторное чтение стихотворения детьми самостоятельно.

7.работа над вторичным восприятием.

-Нравится ли ручью черемуха

(Да, он ей песенки поет.)

-Хочется ли ручью понравится черемухе?

(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»

(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)

-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)

-Какой образ олицетворяет черемуха?

(Образ девушки.)

- А ручей?

(Образ юноши.)

8.Упражнение для глаз.

9.Работа по содержанию .

-Найдите в тексте сравнения.

(Что кудри…)

-Что такое метафора?

(Слова, употребленные в переносном значении.)

-Найдите метафоры.

(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)

-Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.

-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С.

-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была поной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.

-Какими словами поэт говорит о запахах?

(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.

(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?

(Неторопливо, с любованием.)

-Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.)

-Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.

10. Упражнение в чтении стихотворения, отработка интонации, логических пауз.

11. Итог урока.

-Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?

-О чем заставил задуматься?

-Какие знания из порученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищем?

12.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворение( по желанию выучить наизусть), сделать рисунок к стихотворению.

13.Пальминг.

























































Источники:

http://lib.sch113.edusite.ru/p24aa1.html

http://www.berlogos.ru/articles/kartiny-v-interere-kak-vybrat-i-gde-razmestit.php



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ