Конспект урока на тему «Ночь перед Рождеством»
Черкасова Лариса Ивановна.
Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30
Ногинского района Московской области.
«Ночь перед Рождеством»
Интеграция – объединение в одно целое. Интегрированные уроки – это уроки изучения определённых тем на основе 2 – 3 учебных предметов, взаимодействия искусств. На практике в нашей школе используется такой приём, как участие в подобном уроке учителей разных предметов: литературы, истории, ИЗО, музыки и т.д. Каждый из учителей ведёт свой «блок» урока. Таким образом прослеживается не только связь искусств, но и связь предметов в школьном обучении, что становится более наглядным примером для учащихся.
Проведение данного занятия приурочено к окончанию года и подготовке к Новогодним и Рождественским праздникам. Подобный урок расширяет кругозор учащихся, воспитывает культуру, обогащает знаниями о народных традициях и их отражении в различных областях искусства.
Поскольку Гоголь описывает народный праздник, отмечаемый в Украине, уместно провести параллель между празднованиями Рождества и у других славянских народов.
Цели урока: создать целостное представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведений художественной литературы, развивать творческие способности, воспитывать чувство уважения к культуре и истории народа; обратить внимание на связь литературы, музыки, кино.
Оборудование: диск «Времена года» П.И.Чайковского, фрагменты кинофильмов «Ночь перед Рождеством» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», произведение Н.В. Гоголя, иллюстрации и рисунки учащихся.
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя о прочитанном произведении Гоголя, беседа по вопросам:
- Что можно сказать о событиях, которые происходят в повести?
- Почему именно в это время суток такое могло случиться?
- Объясните лексическое значение слов: Сочельник, Рождество, Святки, колядки, щедровки, Новый год, Крещение.
- Что вам известно об этих праздниках?
2) Поэзию народных праздников очень хорошо передаёт музыка. Только она, как никакое другое искусство, может превратить в звуки чувства человека.
Стихотворение А. Блока «Я никогда не понимал…»
Обсуждение позиции поэта.
Хочется обратиться к великой музыке П.И. Чайковского, который в своём цикле «Времена года» сумел так прекрасно передать с помощью звуков удивительный мир природы и настроение народных праздников.
3) Знакомство с музыкальным произведением Чайковского «Святки» из цикла «Времена года».
- Почему период от Рождества до Крещения называют Святками?
- Как мелодия заставляет нас погрузиться в мир иллюзий, сказок, сокровенных мечтаний?
- Что вы слышите в этой музыке?
- Что можно сказать о её характере?
4) Будто после прослушивания этого произведения К. Бальмонт написал о своём отношении к музыке стихотворение «Музыка». Какие мысли и чувства поэта выражены в стихотворении?
5) Просмотр фрагментов кинофильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Обратим внимание на то, как рядились колядующие, как хозяева встречали гостей. Герой В. Высоцкого (арап) говорит, что много видел праздников, но это один из самых интересных. Обычай требовал встречать гостей лучшими угощениями. От того, как хозяева встретят гостей, будет зависеть их достаток в следующем году, поэтому народ щедро одаривал колядующих.
6) Анализ текста повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.
- Как Гоголь описывает колядующих?
- Что такое колядки?
- Какие колядки знаете вы?
- Похожи ли украинские и русские колядки? (Звучат подготовленные заранее колядки)
7) Просмотр отрывка из кинофильма «Ночь перед Рождеством» (Солоха встречает гостей).
- Кто действующие лица?
- С кем из них и в каких произведениях вы встречались?
- А в повести эти герои ведут себя так же, как в сказках? Почему?
8) Работа с иллюстрациями и рисунками детей, созданными по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
9) Заключительное слово учителя, направленное на то, чтобы учащееся уже осознанно отнеслись к встрече Нового года и празднованию Рождества, и проследили, какие атрибуты народных праздников сохранились по сей день, какая музыка звучит в эти праздничные дни? Какие народные традиции хотелось бы возродить и почему?
Александр Блок.
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.
17 января 1901
К.Бальмонт.
Музыка.
Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных, -
Тогда священна ты, - ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна -
Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты - как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.
1913
Использование в качестве иллюстративного материала именно стихов Блока и Бальмонта приобщает школьников к нашей великой поэзии Серебряного века. Для учащихся 6 класса эти имена ещё мало знакомы, но для настоящего искусства не существует возрастных рамок. Поэтому отношение к музыке таких авторов, их мнение являются авторитетными для нас.
Современные дети мало слушают классическую музыку и почти не приобщаются к классической поэзии. Задача учителя – восполнить этот пробел, научить детей любить и понимать литературу и другие виды искусства, с ней связанные. Считаю, что поэзия и музыка неразделимы, не случайно же многие поэтические произведения, благодаря своей лиричности и «вечным» темам, положены на музыку. Сочетание этих видов искусства способствует воспитанию художественного вкуса, что в наше время немаловажно.
Стихотворение Блока близко восприятию классической музыки современной молодёжью. «Не понимаю – отвергаю – это плохо!» Но ведь «не понимаю» далеко не значит, что это плохо, скорее надо найти что-то в себе, что мешает понять. «Не понимаю» - почему? – что во мне не так? Ответы на эти вопросы можно найти в строках стихотворения. Ведь звуки музыки – чудо, которое трогает душу каждого, только надо сделать шаг навстречу, раскрыть свою душу для восприятия прекрасного!
В стихотворении К. Бальмонта переданы чувства поэта, очень близкие всем: ощущение волшебства при звучании фортепиано, картины удивительной природы, мир сказки. Тем более, что эти стихи звучат в преддверии одного из самых волшебных праздников – Рождества. Возможно, кто-то из учеников испытывает нечто подобное при звучании музыки, но не может выразить ощущение словами. После звуков пьесы Чайковского стихи Бальмонта помогут понять детям свои чувства. Если душа откликнулась, это маленькая победа учителя.
Чтобы сделать уроки литературы интересными, необходимо на каждом занятии ставить перед собой воспитательные цели и анализировать, есть ли результат. Если после проведения подобного урока детям откроется частичка мира искусства, возникнет интерес к народным традициям, обрядовой поэзии, зародится зерно уважительного отношения к искусству и понимания классической музыки и поэзии, то задача учителя окажется выполненной. Только вот результаты будут видны не сразу, и это надо учитывать.
Литература
Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс
под ред. А.Б. Малюшкина. М. Творческий центр «Сфера». 2003 г. Разработка
М.Б. Винокуровой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ