Конспект урока по литературному чтению "Звук [х], [Х]" 1 класс
Цели урока:
- познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х'] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами;
- развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- обогащать словарный запас уч-ся;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: фишки-звуки, карточки с буквами и звуками, компьютер, проектор, учебник, шаблоны значимых слов.
Приветствие гостей хлебом-солью до звонка на урок.
Ученица (с караваем): (Все остальные уч-ся на местах.)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Ход урока: (звенит звонок)
Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На вас надеюсь, как всегда.
У нас хороший, дружный класс,
И всё получится у вас.
II. Сообщение темы урока.
Учитель:
- Я вам прочитаю шуточное стих-ние, а вы мне скажете, какой звук чаще повторяется в этом стих-нии.
Хмурый-хмурый хнычет Хорь –
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
- Какой звук чаще повторяется? (звук х)
- Произнесите ещё раз этот звук и скажите, какой он гласный или согласный? Почему?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие, задняя часть спинки языка сближается с мягким нёбом)
- Это звонкий или глухой согласный? (глухой)
- Есть ли ему парный звонкий согласный? (нет)
- Как смеются мальчики? (ха-ха)
- Как здесь звучит звук х? (твёрдо)
- Как смеются девочки? (хи-хи)
- Как здесь звучит звук х? (мягко)
- Итак, охарактеризуйте звук х.
(Согласный, глухой непарный, бывает твёрдый и мягкий)
Работа с карточками-звуками.
- Покажите карточку, которой вы обозначите согласный глухой твёрдый х. (□)
- Приведите примеры слов, в которых звук х твёрдый. - Покажите карточку, которой вы обозначите согласный глухой мягкий х. (□')
- Приведите примеры слов, в которых звук х мягкий.
III. Чтение одноуровневых моделей слов.
Презентация
- А теперь посмотрите на картинки.
Кто изображён на первой картинке? (муха)
К какому классу животных относятся мухи?(насеком.)
- Разбейте на слоги. (му-ха)
- Посмотрите на звуковую схему и скажите, в каком слоге находится новый звук? (во 2-ом ха)
- Дайте хар-ку первому звуку в этом слоге (согл., глух., тверд.)
- Почему твёрдый? (а не смягчает)
- А теперь посмотрите на второй русунок.
- Кто изображён? (мухи)
- Разбейте на слоги. (му-хи)
- Посмотрите на звуковую схему и скажите, в каком слоге находится новый звук? (во 2-ом хи)
- Дайте хар-ку первому звуку в этом слоге (согл., глух., мягк.)
- Почему мягкий? (и смягчает)
Итак, согл.глухой твёрдый звук [х] и согл. глухой мягкий звук [х'] обозначаются буквою Х, х. ха -
Учитель показывает Х, х.
- Чем похожи? Чем отличаются?
Стих-ние на слайде «Х всё ходит…»
Конструирование Х, х на местах и на доске (1 уч-к)
Вживание в букву х.(изобразить на себе Х)
-Так что же мы сегодня будем делать на уроке чтения?
(читать слова с буквой Х и т.д.)
- Да, сегодня мы с вами будем выделять согласные глухие звуки [х], [х'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости и читать слоги и слова с буквою х.
Учитель вывешивает тему урока.
IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей слов(стр. 92).
- Рассмотрите иллюстрации. Кто здесь изображён?
Химик – специалист по химии, а также работник химической промышленности.
- Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове «химик» слогов?
- Какой слог ударный?
- Произнесите первый звук. Дайте хар-ку звуку [х'].
-Почему мягкий? (и смягчает)
- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
- Сколько слогов в слове «хорь»?
- Произнесите первый звук. . Дайте хар-ку звуку [х].
-Почему твёрдый? (о не смягчает)
- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной в 1слове и во 2. Есть ли расхождение?
(1-нет, во 2- да : ь)
V. Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием 2-ух приёмов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.
- Рассмотрите схемы слогов на доске. Какие звуки обозначены «кружком»? (безударные гласные)
- Что объединяет все схемы слогов? (в данных схемах есть звуки [х], [х'].) (безударные гласные)
- На какие 2 группы можно разделить эти схемы? (слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.
А можно и [х], [х'].)
Чтение слогов в презентации по цепочке.
- Откройте учебники по теме нашего урока.
VI. Упражнение в чтении слов(стр. 93).
- Откройте учебники по теме нашего урока. В процессе чтения рассказываем о слове всё, что можем и видим и выясняем значение слов «хвоя-хвоинки», «хвост-хвостик».
- Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый», «хитроватая».
Хорьковая нора, хорьковая шкурка,
Хлебный завод, хлебный квас, …
Восп. момент: - Вспомните, на кружке «Доноведение» мы говорили, чем славится наш донской край? (он славится тем, что у нас в Ростовской области выращивают очень много зерновых культур, много хлеба.)
Хлебный край – так можно сказать?( да)
Хвойный аромат, хвойный лес,
Хвостатый кот, хвостатый кенгуру,
Хитроватая лиса, хитроватая мышь.
- Сравните полученные словосочетания.Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе – слово-предмет.)
После чтения уч-ся составляют схемы-модели к некоторым прочитанным словам (хвоя, хитёр), указывают кол-во слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.
VII. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне по цепочке. По ходу словарная работа: хилый – больной, хворь – болезнь, хлев – помещение для скота.
- В чём особенность слов в каждой группе? (заменили, добавили - на 1 больше)
- А какую ещё группу слов вы знаете? (перевёртыши)
Задание « Слова-перевёртыши».
Работа в парах «составь слово»
(смотреть по времени)
- А теперь посмотрим, как вы сами можете составлять слова. Сейчас вы будете работать в паре.
1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа. Я вам раздам слова на карточках с пропущенными буквами. Образуйте новые слова, вставив буквы.- Проверим ваш словарный запас.
- Используйте сигнальные карточки, если вы готовы, поднимите синюю карточку, если вам нужна помощь – красную.
После игры спросить особенность слов первой группы и второй группы.
VIII. Чтение стиха о крабе Нины Васильевны Пикулевой . По учебнику
- Назовите слова с новым звуком. Что их объединяет? ([х])
IX. Чтение загадок в презентации.
- Какие слова вам помогли узнать отгадку? (маленький, кругленький и т.д.)
Словарная работа: кафтан – мужская длиннополая верхняя одежда.
X. Загадочный рисунок.
- А теперь послушайте стих-е – загадку «Загадочный рисунок».
(дети-чтецы выходят к доске, рисуют и говорят)
- Слова «хлеб» и «каравай» близки по смыслу? (да, очень)
Каравай в презентации.
- Обычай приветствовать гостя караваем или хлебом с солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения доверия. С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
Вы имели сегодня возможность наблюдать встречу наших гостей караваем.
Восп. момент: мы с вами неоднократно говорили об отношении к этому священному продукту. Давайте ещё раз вспомним, как нужно относиться к хлебу. (ответы уч-ся)
Далее учитель читает стих-е о хлебе
“Хлеб”.
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень! Ольга Стратонович
- Составьте звуко-буквенную схему слов «хлеб», «каравай» (можно по выбору – смотря по времени)
XI.Итог урока:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Скажите, пожалуйста, в чём вам сегодня удалось разобраться, а в чём вы испытываете затруднение? (…)
- Это ещё раз говорит о том, что невозможно за один урок всего достичь. Завтра мы продолжим работу над глухими согласными звуками [х], [х'] и буквой х.
XII. Оценка своей работы
Дети сами оценивают и комментируют, учитель рядом даёт свою оценку, согласен или нет.
Спасибо за внимание!
Обучение ведётся по программе «Перспективная начальная школа». Учебник «Азбука». Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, 2010 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ