Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир басен И.А.Крылова" 3 класс
Урок литературного чтения «Путешествие в мир басен И.А.Крылова»
3 «а» класс
Брушева Евгения Вагаповна, учитель начальных классов
БМОУ «Ахтубинская средняя общеобразовательная школа»
Форма проведения: урок-концерт.
Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.
Задачи:
образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;
воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.
Оборудование: ПК, медиапроектор, сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.
Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.
Слайд 1.(Портрет И.А.Крылова)
Ведущий. Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.
Слайд 2.
Рассказ ученика
Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, - казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож , глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.
Ведущий
Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт .
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Ведущий. Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?
(Высказывания учеников).
Рассказ ученицы
. И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.
После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.
Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.
Рассказ второй ученицы
Слайд 3.(Памятник Крылову в Летнем саду)
Ведущий
Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен .Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.
С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет.
Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.
Слайд 4.(Портрет Эзопа)
Рассказ ученика
Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.
Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Ведущий
Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.
Слайд 5.(К басне «Ворона и Лисица»)
(Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.)
Слайд 6.(Портрет Лафонтена)
И.А.;Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена.Это французский поэт 17 века
Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.
Ведущий
В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).
Слайд 7. (К басне «Слон и Моська»)
(Выразительное чтение басни “Слон и Моська”)
Из какой басни эти крылатые выражения
«А воз и ныне там…»
Слайд 8.(К басне «Лебедь, Щука и Рак)
(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).
Ведущий. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку. Я думаю вам будет интересно послушать басню «Зеркало и Обезьяна»
Слайд 9.(К басне «Зеркало и Обезьяна»)
Ведущий. С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?
Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).
Ведущий. Послушайте басню “Мартышка и очки»)”.
Слайд 10.(К басне «Мартышка и очки»)
Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
Ты всё пела , это дело !Так поди же попляши!
Слайд 11(К басне «Стрекоза и Муравей»
Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»
Ведущий. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты,ими зачитывались императоры Александр 1 и Николай 2 .Все, читающие басни Крылова,получали уроки жизни и видели себя в них, ка в зеркале. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.
Викторина по командам
1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)
2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Слон и Моська»)
3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)
4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)
5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)
6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)
7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)
8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)
9.У кого к зиме «был готов и стол , и дом»?(У Муравья)
10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало)
Доска объявлений
Прочитайте объявления и скажите кому из героев басен они могли принадлежать?
1.Ищу пособие по правильному использованию очков.Пишите крупнее-плохо вижу.
2.Срочно сниму тёплую квартиру до весны.
3.Потеряла сыр, пока каркала. Нашедшего просьба –вернуть на ель.
4. Похвалю любого. Кто похвалит меня.
Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Посмотрите, какая цепочка получается.
Слайд 12(портреты Эзопа, Лафонтена и Крылова)
Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.
В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.
В наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.
III. Итог урока.
Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?
Заключительное слово учителя.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ