Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Тема войны в стихотворении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
«Тема войны в стихотворении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»
Смирнова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 15»
город Славгород Алтайского края
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством Бориса Абрамовича Слуцкого.
Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.
Расширять читательский опыт учащихся.
Формировать навыки правильного, выразительного чтения.
Развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.
Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.
Оборудование урока: компьютерная презентация, «Толковый словарь», сборник стихов Б.А.Слуцкого, индивидуальные карточки для работы в парах, карточки со словами, тексты с биографией писателя.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Слайд1.
Стихотворение С. Островского «Первородство».
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу: «Извини меня!» -
Это значит…
Дети:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни и есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу: «Защити меня!». Это значит…?
Дети:
Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро!
- О чем вам напомнило это стихотворение?
(Надо быть внимательнее к звучащему и написанному слову.)
- Для чего вы пришли сегодня на урок – хотелось бы узнать? Подумайте над этим и запишите:
Чего Я хочу? и Что Я могу?
- Я хочу, чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, чтобы вы прониклись темой нашего урока, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе?
2. Проверка домашнего задания.
- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку?
(Выразительное чтение стихотворения « О, Родина! …»)
- О чём стихотворение Анатолия Владимировича Жигулина?
- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?
- Почему поэт использует такое сравнение?
- Что является для автора главным?
- Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют ещё … Отечество, Отчизна, Россия.
- Как безграничны просторы Родины, один пейзаж сменяется другим. (Рисунки детей)
3. Знакомство с творчеством Б.А.Слуцкого.
Слайд2.
- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»
Слайд с портретом.
- Знаком вам этот человек?
- 7 мая 2011 года ему исполнилось бы 92 года.
_ В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил.
Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение? Перед вами листочки с фактами из биографии поэта, вам нужно внимательно прочитать и сделать свои выводы (формула ПОПС)
Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
Был тяжело ранен и контужен.
После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в
Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого
гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти
каждый месяц в течение девяти лет.
Мы считаем, что Борис Абрамович Слуцкий был …
Потому, что …
Мы можем это доказать тем, что …
Мы делаем вывод …
4. Знакомство со стихотворением.
- Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны.
Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».
Первичное чтение учителем.
- Ваши впечатления от прочитанного?
5. Словарная работа.
Слайд 4.
- Что означает слово «гнедой»?
- Объясните значение слов (по «Толковому словарю»):
трюм –
шлюпки –
Самостоятельное чтение для себя.
- Замените одним словом: «старался превозмочь»
«на исходе сил»
- Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); счастье (блаженство, удача, судьба).
- Почему автор называет лошадей «рыжим островом»?
6. Вторичное чтение, работа по содержанию.
Чтение вслух.
– Что произошло в океане?
– Почему это случилось?
Рассказ об истории создания стихотворения.
- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.
Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…»
- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил.
Напечатали «Лошадей в океане» … в «Пионере» как детское стихотворение о животных … потом их перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках.
Слайд 5.
- Послушайте один из музыкальных вариантов – российский бард Виктор Берковский исполняет песню «Лошади в океане»
Анализ стихотворения.
- Как поэт относится к тому, что произошло на корабле «Глория»?
- Как спасались люди? (выборочное чтение)
- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?
- Как спасались лошади? (выборочное чтение) Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так»:
Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах? Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островом.
- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель? Найдите подтверждение в тексте. (Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:
* Лошади умеют плавать,
* но — не хорошо. Недалеко.
* И сперва казалось — плавать просто,
* океан казался им рекой.)
- Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? (Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель.)
- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей: ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ. (в парах)
-Чему возражали кони? (Они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей.)
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? (Подчёркивается желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:
Вот и все. А все-таки, мне жаль их
рыжих, не увидевших земли.)
- Что хотел показать автор этим повторением? ( было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь. «Ржали, ржали», будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание)
Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни — и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива. Я думаю, речь в стихотворении идет не только о лошадях, но и о людях, которые стараются и не могут найти себя в безграничном океане жизни. Казалось бы, они знают, как это сделать, думают, что у них хватит на это сил, но не учитывают возможных препятствий, и никто им не приходит на помощь.
- Прочитайте стихотворение для себя, отметьте паузы, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это стихотворение.
Выразительное чтение стихотворения.
- Как вы считаете, кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?
Слушание песни на стихи «Лошади в океане»
- Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.
Беседа: Лошади на дорогах войны.
- Давайте подумаем, для чего могли перевозить лошадей?
Слайд 6.
- В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
7. Беседа о Великой Отечественной войне.
- с. 141 Какому периоду жизни нашей страны посвящены иллюстрации?
- О каких событиях войны знаете?
- Воевали ли ваши прадеды ? (Рассказы учеников о своих прадедах. Подготовить заранее).
-День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года.
Слайд 7.
4 года шла война – это 1418 дней!
34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!
Вы представляете, что это такое?
Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.
Вот что такое 20 миллионов!
Слайд 8.
30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине столице Германии Знамя Победы.
8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.
8. Итог.
- Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины. В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека. А теперь посмотрите на доску и прочтите слова из Священного писания:
Слайд 9.
И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле,
Я дал живую душу.
- Как вы понимаете эти слова?
- Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души.
Рефлексия:
- Вот и подошёл к завершению наш урок! Давайте сформулируем наших «5 удач» (синквейн), 2 варианта: война и мир.
- Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему.
Отвечайте, используя эти слова:
Меня удивило …
Я почувствовал …
Я думаю…
- Ребята, а кому стихотворение Б.Слуцкого «запало» в душу, кто хочет выучить его наизусть? Это и будет вашим заданием.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ