Конспект урока по литературному чтению по теме «Люби живое» В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 4


Конспект урока

по литературному чтению

по теме « Люби живое»



В.П. Астафьев

« Капалуха»



3 класс



Подготовила и провела

Коляда Е.В.





2011 г.



Тема урока: В.П.Астафьев « Капалуха»


Цели:

- Продолжить работу над произведениями о природе.

  • Познакомить учащихся с рассказом В, Астафьева,

помочь найти главную мысль и осознать ее.

Выразить свое отношение к прочитанному.

  • Развивать навыки смыслового чтения.

  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения,

умение свободно ориентироваться в тексте,

отвечать на поставленные вопросы.

  • Пополнять словарный запас.

  • Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

  • Обобщить знания о поведении в лесу.

  • Развивать наблюдательность, мышление, расширить кругозор.

  • Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.

  • Прививать любовь к животным, природе родного края.



Оборудование: икт

  • портрет писателя,

  • картина с изображением тайги, просеки,

  • картина с изображением глухаря,

  • выставка книг В.П. Астафьева,

  • грамзапись с голосами птиц,

  • подборка пословиц.











Ход урока.


1. Организационный момент.

Организация внимания учащихся, настрой на работу.


Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


2. Речевая разминка.

Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


Для работы нам нужен помощник - наш язычок.

Давайте подготовим его к работе.


Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах.


  1. Змейка.

  2. Лошадка.

  3. Слоговое чтение.

    • пе-ре-би-ра-лись перебирались

    • блед-но-лис-тым бледнолистым

    • вы-дав-шим-ся выдавшимся

    • за-рож-да-ю-щи-ми-ся зарождающимися

    • по-ше-ве-ли-ва-ли пошевеливали

    • по-ко-роб-лен-ные покоробленные


  1. Чтение пословицы.

Работа над интонацией, темпом, логическим ударением.

Вороненку гнездо - родная хата.

Нечистая совесть спать не дает.

Прочитайте: - орфографически;

  • орфоэпически;

  • тихо;

  • громко.

На какое слово падает логическое ударение.

Объясните смысл пословицы

3. Введение в тему.

По какой теме мы работаем?

О чем эта тема?

Назовите авторов и произведения. 

Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)

Пересказ по плану.


План

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.


Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)


Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)


Обратимся к словам Агнии Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)





4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу « Люби живое»

и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.


Назовите эту Зеленую страну? ( Лес)


А помогут нам все это услышать и увидеть рассказы Виктора Петровича

Астафьева, прочитав которые вы откроете для себя то, что раньше не знали

и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает.

У писателя было очень трудное детство, Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в Енисее и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке- внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме.

На войну Астафьев попал в 19 лет. Был дважды ранен, контужен.

После войны сменил много профессий, но стал писателем.

Посмотрите на его произведения. Я думаю, вы, когда подрастете, обязательно захотите их прочитать.

Астафьев пишет об Урале, Сибири, об их природе, о назначении человека на земле.

5. Изучение нового материала.

- Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева.

- Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?

- Может вам поможет иллюстрация на стр. 103.

Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.

-Кого автор называет « Капалухой»?

(Капалуха - это самка глухаря).  

Капалуха – это самка глухаря. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

Ребята, а что вы знаете о глухаре?


Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем

крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вско­ре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полос­ками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Почему птицу носят такое название?

Послушайте голоса птиц (ток глухаря). Прослушивание грамзаписи.


-Мы отправляемся в особый лес- тайгу.

  • Что такое « тайга»? ( Трудно проходимый лес.)

( Рисунок тайги) Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

(Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)

Молодцы, вы знаете правила поведения.


В тексте нам встретятся трудные слова:

- валежник; (пояснение в учебнике)

- просека; ( словарь Ожегова)( Рисунок)

- черничник. ( Показ гербария, рисунка)


6. Чтение произведения и работа над содержанием.

Первичное знакомство с текстом.

Комбинированное чтение ( учитель+ ученик)

- Какие чувства испытали при чтении?

- Что вас поразило, удивило?


Работа с текстом по плану.


(По ходу работы над текстом на доску вывешивается план текста).


1 часть. « У черничного бугорка на просеке».

Жужжащее чтение.

- Прочитайте текст на стр.101. Как озаглавим эту часть рассказа?

- Задайте друг другу вопросы по содержанию.

  • Где происходит действие?

  • Что делали дети в тайге?

  • Где поднялся шум?

- Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?

- Какую местность помог нам увидеть писатель?

(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)


2 часть. « Гнездо! Гнездо!»

Чтение про себя.

  • О какой находке говорит автор?

  • Озаглавим 2 часть рассказа?

  • Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)

  • С чем он его сравнивает?

  • Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

  • Что такое « хатка» ?.

  • Что решили сделать мальчики с находкой?

  • Какое правило они забыли?

( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)


Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.



7. Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.


Чтение 3 части. «Тревога капалухи».

Чтение вслух.

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.


  • металась в стороны

  • крылья разброшены, мела ими

  • закостенели от неподвижности

  • пыжилась и не могла взлететь.

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

( Чтобы показать состояние птицы).

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).

( Испуг, гнев, бесстрашие)

- Какой матерью была капалуха?

( Заботливой, бесстрашной, отважной)

- Кого она вам напоминает?

( В.И. Белов. Малька.)

- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

(Выщипывают перья, голым животом греет яйца).

Чтение 4 части. «Снова в гнездо».

Индивидуальное чтение.

- Прочитайте последнюю часть рассказа.

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке

  • вытянув шею

  • целилась на гнездо-

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла

  • Что вы можете сказать с состоянии капалухи ?

(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой.

Успокоилась , но была настороже).


8. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент изображен на иллюстрации?

Найдите строчки для подписи.

9. Обобщающая беседа.


- Вам понравился рассказ?

- Какие чувства пробудила у вас эта история? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

- Как вы думаете изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая ?

-Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа?


Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.


- Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)


Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет руки.

Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вспомним слова М.М. Пришвина:

« Для рыбы нужна чистая вода- будем беречь наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

10. Итог урока.

Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)

- На уроке я узнал………- Мне было интересно…….. - Я хотел бы похвалить за работу……

Домашнее задание.

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

  • повторное чтение рассказа,

  • вопросы на стр. 104,

  • выборочный пересказ понравившейся части,

  • рисунок по содержанию текста,

  • поискать дополнительную литературу о глухарях

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ