Конспект урока литературы на тему «Сказки о природе. М.Михайлов»
МБОУ «СОШ с. Иваниха Перелюбского муниципального района Саратовской области» Конспект урока литературы на тему «Сказки о природе. М.Михайлов» Учитель: Уразбаева С.К 2013-2014 уч. г.
Технологическая карта урока литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе.
Учитель: Уразбаева С.К.
Тема урока: «Сказки о природе. М.Михайлов»
Тип урока: урок открытия новых знаний(УОНЗ)
Цель деятельности педагога: создавать условия для формирования читательских умений.
Задачи: формировать умение правильно называть произведение, жанр, тему, соотносить новую тему с прошлым опытом общения с книгой; развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять тему и жанр произведения, называть произведение, сравнивать народные и авторские сказки с похожими сюжетами; получат возможность научиться находить в тексте информацию о героях произведения.
Метапредметные: регулятивные- принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей, оценивают уровень владения учебным действием ( отвечают на вопрос « Что я знаю и умею»; познавательные- применяют модели для получения информации, выбирают книгу на выставке по интересам, выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные- воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявляют интерес к общению в групповой работе, входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
Технологии, методы: проблемно-диалогическое обучение, проективно-исследовательская деятельность.
Основные ресурсы урока:
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
время
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Организует включение в деловой ритм.
В класс заходит тишина
На стульях сидят шалунишки
Листают волшебные книжки
Тихо,тихо чуть дыша
Входит сказка не спеша.
Подготовка класса к работе.
Личностные :
Самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные :
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
1 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Выявляют уровень знаний.
Определяю типичные недостатки.
Звучит музыка «Утро в лесу»
-Ребята, посмотрите, что это?
(домик)
А как еще можно это назвать?
-В старину такие дома называли хоромами.
Хоромы-это не только большой, но еще и богатый дом.
А если такие хоромы будут стоять в лесу, то как мы их назовем? Какие они?
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
2 мин
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель:
Организовать анализ учащимися возникшей и на этой основе выявить места и причины затруднения.
Активизирует знания учащихся.Создает проблемную ситуацию.
-Прочитайте, что у нас получилось?(лесные хоромы)
-Мы уже познакомились с этим произведением на кружке.
-ребята, а вы знаете, чем спор отличается от ссоры?
-Вот сегодня работая над этим произведением мы ответим на этот вопрос.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Регулятивная:
целеполагание;
коммуникативные: общеучебные- самостоятельное выделение-формирование познавательной цели;логические-формирование проблемы.
2 мин.
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа средств их реализации.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Моделирование обложки.
-Определите жанр произведения «Лесные хоромы» Что это (сказка)
-Как обозначим?
_О ком эта сказка? (сказка о животных)
-Какой заместитель мы возьмем?(коричневый)
-Прочитайте, кто написал это произведение? Автор этой сказки- Михаил Ларионович Михайлов. Нарисуйте вместо фамилии автора в верхней части листочка красную рамочку.
- как Михайлов озаглавил свою сказку?
-Нарисуйте на листочке в нижней части синюю рамочку.
Работа с готовой моделью
-Покажите фамилию автора. Прочитайте: Михайлов (Детит поставив пальчик на красную рамочку , повторяют фамилию)
- Что мы читали?
_ Прочитайте название сказки. Оцените выполнение работы поставьте «+» или «-« в правом верхнем углу обложки.
Физминутка
Моделирование обложки: определяют жанр и тему произведения.
Осуществляет самопроверку.
Предметные: определят тему и жанр произведения.
Познавательные- применяют модели для получения информации
5 мин
5 Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решение задачи, вызвавшей затруднение.
Организует деятельность по применению новых знаний.
_Давайте вспомним начало сказки( Прослушивание фрагмента сказки .)
- Вспомните, что оборонил в лесу прохожий?(кузовок)
- Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под №3. Что на ней изображено?
(корзиночка, кузовок, лукошко)
- Как можно использовать эти предметы? ( корзиночка, кузовок и лукошко нужны для сбора ягод и грибов)
- Чем кузовок отличается от лукошка?
( корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок ( как рюкзак) – за спиной.
Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни ветки , ни листья.
Самостоятельная работа в тетради, осуществляют самопроверку. Учатся находить различия и сходства предметов.
Участвуют в обсуждении, выделяют существенные признаки предметов, учатся сравнивать.
5 мин
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
-Чем кузовок понравился мухе – громотухе – первой обитательнице кузовка?( мха нашла хлебные крошки)
_ Правильно. Но кроме того она подумала « ,,,хоромы хороши. Стану я в них жить. Здесь меня ни птица не склюем, ни дождик не намочит»
- Кто еще поселился в кузовке?
Упражнение в чтении по учебнику(стр 19)
- прочитайте, кто герои сказки?
Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки( муха – громко жужжит, комар – пискун тонко пищит, оса –пеструха носит красивую желто - черную «одежду»,которая пестрит на лету. Жигать – это значит резко, сильно, больно кусать .
Дают характеристики героям
Познавательные УУД:
Конструируют высказывание о героях сказки.
Предметные:
Дают характеристики героям.
Коммуникативные: воспринимают мнения одноклассников о прочитанном произведении.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительная рефлексия достижения цели пробного учебного действия.
Составление цепочки( схематического плана) событий.
Работа в группах (Даны картинки героев)
1-а группа – Выбери героев сказки.
2-я группа – Расположите героев в порядке очередности заселения кузовка( на магнитной доске)
- Первая группа проверит выполнение работы второй группы. Составьте цепочку м в порядке заселения кузовка.
Работа в группах. Составляют цепочку событий.
3 мин
8. Включение в систему знаний .Повторение.
Цель: повторение и закрепление раннее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.
_ Давайте вспомним, какие события происходят в каждой часть сказки, и сравним поведение героев.
- о чем говорится вначале сказки?
В первой части мы познакомились с героями сказки.
- Как общаются герои между собой? ( учтиво, вежливо)
- Прослушайте фрагмент 2 части.
-Как общаются герои? ( Они хвастаются, стараются подчеркнуть свои достоинства)
- Как называют человека, который любит хвастаться? ( хвастун)
- Как вы думаете это хорошее качество?
В ответ на это у слушателей возникает недовольство. Споры о том, кто самый знатный, самый нарядный, самый голосистый, прерываются непонятным шорохом за дверью. В сказке появляется еще один герой, но кто он, герои пока не знают.
Прослушайте фрагмент 3 части.
Герои начинают опасаться того, кто шуршит снаружи, так кА он молчит. Сначала они продолжают хвастаться и пытаются сказать обидные слова, чтобы неизвестный герой откликнулся. Потом герои ссорятся из-за того, кто первым откроет тайну. Когда они догадались, что паук плетет паутину вокруг кузовка, то сильно испугались. В этот момент еще есть момент спастись. Но они опять ссорятся и выясняют,кто освободится первым. Паук в это время сплетает такую паутину, что ни самый знатный, НИ САМЫЙ НАРЯДНЫЙ,НИ САМЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ, Ни самый сильный не может вырваться из западни.
- А в жизни что бывает с насекомыми ,которые попадают в паутину?( погибают)
- Значит эта сказка грустная?
- Вы бы хотели оказаться на месте героев?
- Какую русскую народную сказку напомнила вам эта сказку?
- Скажите , а как иначе могла закончится сказка? Работа над проектом. (Дети дома нарисовали рисунки)
- мы тоже с вами «теремок». Мы живем в коллективе. И чтобы у нас не получилось, как в сказке, нужно жить дружно, не обижать друг друга, не драться.
Исследовательская работа.
- На занятиях мы ходили на экскурсию и наблюдали за летающими паутинками.
- почему сейчас можно встретить летающие паутины?
- Как называются паучки, которые перелетают на паутинках? (Бокоходами. Они получили свое название из-за редкой способности легко бегать и вперед, и назад, и боком)
Учатся делить текст на части. Работа над проектом.
Исследовательская деятельность.
Проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения.
9Рефлексия.
Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
-Чему учит нас сказка Михайлова «Лесные хоромы»
- Оцените свою работу
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, определяют свои достижения и затруднения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: смыслообразование.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ