Конспект урока на тему «Кавказский пленник»

Тема урока: «Кавказский пленник»

Цель: обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы

Задачи:

  1. Образовательные:

- развивать умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

- учить анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.

  1. Коррекционные:

- развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли;

- развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

  1. Воспитательные:

- воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, отзывчивости, верности дружбе;

- прививать интерес к чтению.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 19 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; портрет Л. Н. Толстого, рисунки, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте Слайд 1.

поприветствуем их улыбкой. А сейчас глубоко вдохните, медленно выдохните и потихоньку присаживайтесь. Итак, у нас урок чтения.


  1. Фронтальный опрос.

- Какое произведение мы с вами читаем? Слайд 2.

- Кто его автор?


Задание на внимание. Слайд 3.

- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано на слайде название рассказа, отрывки из которого мы читаем?

(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,

«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).


- «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?

(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- Где происходит действие рассказа? Слайд 4.

(События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события?

(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).

- Как зовут главных действующих лиц?

(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).

- Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?



  1. Постановка темы и целей урока.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на вопрос:


Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не « Слайд 5.

пленники»? Почему в единственном числе, ведь пленников было двое?


  1. Работа по теме урока.

4.1. Выставка рисунков учащихся.

- Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить рисунки в правильной последовательности, по сюжету рассказа.


Пленение

Жизнь в плену

Побег


    1. Узнать по портрету героев рассказа.

- Пока _______ располагает рисунки и иллюстрации в правильной последовательности, по сюжету, мы выполним задание: узнать по портрету героев рассказа.


      1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него Слайд 6.

так и льёт» (Костылин).

      1. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь Слайд 7.

прямо на красного татарина» (Жилин).

      1. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Слайд 8.

Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина).

      1. Глаза у него черные, румяный, бородка маленькая, подстрижена; Слайд 9.

лицо весёлое, всё смеётся… (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

      1. У него красная борода... На голове шапка высокая, баранья, Слайд 10.

чёрная, назад заломлена…(красный татарин Кази-Мугамед).

      1. Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк Слайд 11.

озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся.

(Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).



Проверка правильности выполнения задания с рисунками и иллюстрациями.



    1. Работа в группах

- Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.


I группа Слайд 12.

Быт и нравы жителей аула.

- опишите аул;

- одежду горцев;

- расскажите об убранстве дома.


II группа Слайд 13.

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?


- Для чего было нужно Жилину доверие жителей?


III группа Слайд 14.

Расскажите о дружбе Жилина и Дины:

- их первая встреча;

- подарки для Дины;

- помощь Дины.


Физминутка.


Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)


    1. Сравнительная характеристика героев. Слайд 15.

- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере. Что общего у Жилина и Костылина?

(Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письма, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге).


- Подтвердить примерами из текста следующие черты характера героев:

Жилин


Костылин

Смелый

Сильный

Верен дружбе

Надеется только на себя

Наблюдательный

Трудолюбивый

Вызывает уважение у взрослых

и любовь у детей

Трусливый

Слабый

Предаёт товарища

Надеется только на других

Занят только собой

Ленивый

Ни у кого не вызывает уважения


(Жилин: надеется на себя - обдумывает побег; сумел прожить в ауле; работящий - не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам-татарам; любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Костылин: слабый человек; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом).


Просмотр фрагмента из фильма по рассказу «Кавказский пленник» (00:24 – 00:25).


- А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из художественного фильма «Кавказский пленник» по рассказу Л. Толстого. Фильм снят на киностудии «Грузия-фильм» в 1975 году, режиссёр - Георгий Калатозишвили.


- Что ещё можно сказать о Жилине? Какой он по отношению к своим родным?


(Жилин: добрый, заботливый сын - думает о матери, жалеет ее.

Костылин: на себя не надеется, ждет помощи от матери).


Обобщить характеристики героев. Слайд 15.


- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?


- Давайте вдумаемся в фамилии героев: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?


(Жилин от «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный; жить, сумел выжить, прижиться, уживаться, свои проблемы не перекладывает на других.

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, будто на костылях, на подпорках. В тексте есть эпизод, когда Жилин несёт Костылина на себе, выступая в роли подпорки, поддержки, Костылин не может обойтись без поддержки).


- Какой можно сделать вывод?


(Даже фамилии указывают на разницу в характерах героев).


Зрительная гимнастика.


1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. На счет 1-4 посмотреть на кончик носа. На счет 1-6 перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.


    1. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Какие из них можно отнести к Жилину, а какие - к Костылину?

Друг до поры – тот же недруг.

Велик телом, да мал делом.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Где смелость, там и победа.

Сиди у моря - жди погоды.

Чужбина-калина, родина-малина.


  1. Домашнее задание.

- На самоподготовке я предлагаю вам поработать с кроссвордом.








































Кроссворд «По страницам рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
















  1. Стёганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.

  2. Название дома у татар.

  3. Деревянная посуда.

  4. Служитель мечети.

  5. Название деревни у татар.

  6. Кличка собаки.



(Бешмет, сакля, лоханка, мулла, аул, Уляшин)



  1. Подведение итогов урока. Оценивание.

- Давайте вернёмся к главному вопросу урока: Слайд 16.


- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

Почему, рассказывая о двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?


(Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой – Жилин. О нём речь в этом рассказе.


Просмотр фрагмента из фильма по рассказу «Кавказский пленник» (01:07 - 01:10).


- Как сложилась судьба Жилина после побега и что стало с Костылиным?


(После побега Жилин, собиравшийся покинуть эти места навсегда, остаётся служить на Кавказе. «А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли»)


- Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за вашу работу на уроке, добра вам и справедливости.

6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ