Конспект урока литературы Тема: Всеволод Михайлович Гаршин 1855 – 1888 «Лягушка – путешественница»

Всеволод Михайлович Гаршин

1855 – 1888

« Лягушка – путешественница»


Цель: Познакомить с последним произведением писателя.

Задачи: 1. формировать полноценное восприятие произведения – на уровне главной

мысли

  1. учить пользоваться понятиями «тема», « главная мысль», «сюжет», « эпизод»

  2. закрепить знания о народных и авторских сказках

  3. учить пользоваться основными видами чтения ( ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим)

  4. развивать читательский навык и интерес к книге.


Ход урока:


I . 1.- Произведение какого писателя вы читали дома?

( сообщение об авторе )


-Как оно называется?


Дополнение учителя:

Гаршин писал рассказы, легенды, сатирические сказки, очерки, стихотворения о

человеке, его жизни, переживаниях, о любви и верности, о милосердии. Впервые

сказка В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» была напечатана в

детском журнале «Родник»в 1887 году. Это было последнее произведение

писателя. Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина

были обращены к детям и что последнее произведение светло и беспечально. На

фоне других произведений Гаршина, грустных и тревожных, эта сказка как бы

живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда. Гаршин

так думал и чувствовал всегда.


2. Составление модели обложки ( цветные полоска)


В.М.Гаршин

Объясните свой выбор? (сказка авторская( жанр)– такого в реальной жизни

не может быть, животные разговаривают;

о животных( тема) – главные герои животные)

Лягушка –

путешествен

ница









  1. Проверка Д/З :

- где жила лягушка? ( на болоте )

- чем она наслаждалась осенним днём ? ( мелким дождиком)

- что она боялась уронить, заквакав осенью? ( достоинство)

- на что похож звук крыльев, рассекающих воздух? ( песня, свист)

- куда нырнула утка, испугавшись уток? ( под корягу)

- куда летели утка? ( на юг)

- какое желание появилось у уток, когда лягушка обратилась к ним с вопросом? ( съесть)

- что попросила лягушка уток её разъяснить? ( что такое юг)

- с какой просьбой она к ним обратилась? ( взять её с собой)

- сколько прошло времени пока утка думала? ( 5 мин )

- какое условие для успешного полёта было у лягушки?

( чтобы утки не крякали, а она не квакала)

- какое расстояние надо было пролететь? ( 3 тысячи вёрст)

- через какой промежуток времени решили меняться утки? ( 2 часа )

- как несли лягушку утки? ( неровно )

- что думали о лягушке утки? ( умная)

- чем были заняты на полях люди? ( молотили рожь )

- о чём жалела лягушка? ( что люди не знают кто это придумал)

- почему лягушка отцепилась от прутика? ( закричала : Это я!)

- куда упала лягушка ? ( в грязный пруд на краю деревни )

-с каким чувством смотрели на новую лягушку обитатели пруда? ( удивлением)

- почему утки не вернулись? ( думали что лягушка разбилась)


Взаимопроверка 1- 3 « 5»

4- 6 « 4»

7- 10 « 3»


II 1.Кто главная героиня сказки?

- Какая она? ( цифры из кассы )

1. умная

2 глупая

3 сообразительная ( чтение)

4 вежливая ( чтение)

5 злая

6 невоспитанная

7 смелая

8 трусливая

9 хвастливая ( чтение)

* Отрывок к мягкой игрушке зачитать.

* Ирония? Найти предложения, где автор говорит о лягушке с иронией. ( шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)


2. Выборочное чтение:

Подберите отрывок к рисунку. ( первый полёт)

- чем отличается второй полёт? ( перевернулась, чтобы лучше видеть – сообразительная)


  1. 3 – ий полёт : - проставить для чтения по ролям

- проинсценировать с чтением



III Составление плана:

I Жила – была лягушка

II 1. Прекрасная погода

2. Утки прилетели

3. Любопытство

4. Что такое юг?

5. Гениальная идея.

6. Я лечу!

7. Что – то странное в небе.

8. Вот чудо – то.

9 Это я придумала!

III Новое болото.


I V Просмотр отрывка мультфильма ( окончание истории )

Бесславное путешествие лягушки.


V Можно ли сказать , что это ироническое произведение?

- Аллегория( иносказание)


- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории – поведение лягушки» ( или какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?)

Образ лягушки в сказке Гаршина это аллегория хвастовства и нескромности (или рассказывая о лягушке, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)

- Чему учит эта сказка ?


VI Д/З - подробный пересказ любой части на выбор

- рисунок к любой части

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ