Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Малые фольклорные жанры. Песни, заклички, считалки"
Учитель начальных классов: Рыспаева А.Б., СОШ №39 г.Павлодара
2 класс Литературное чтение
Тема урока:
Малые фольклорные жанры. Песни, заклички, считалки.
Цель:
Ознакомить с малыми жанрами фольклора: Песни,заклички,считалки.
Задачи:
- ввести понятие «фольклор», обогатить знания учащихся видами и формами малых жанров устного народного творчества;
- развивать интерес и способности детей к творчеству;
- прививать уважение к народному творчеству.
Источники
Учебник 2 класса «Литературное чтение» стр.21-22, 24-25.
Дополнительная литература
Словарь Ожегова, Песни. Заклички. Считалки.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент.
Приветствие.
Покажите свое настроение в начале урока, поднимите полоску
Красная – отличное настроение, готов работать, желтая – хорошее настроение, но не настроен на работу,
Зеленая – настроение плохое, не хочу работать.
Дети поднимают полоску и объясняют свой выбор.
Мотивационный этап.
Психологический настрой на урок.
Упражнение «Приветствие».
«Солнышко»
Деление на 3 группы (3 вида фантиков:1 группа –зелёные, 2 группа – жёлтые, 3 группа -красные)
Танцуют под весёлую песенку «Солнышко», повторяя за ученицей. Рассаживаются в группы по 8 человек.
Разработка правил работы
в группах
- Мы поделились в группы, давайте составим правила, которые нам помогут хорошо работать на уроке и не мешать друг другу.
В группах обсуждают, записывают на листе.
От группы выступает один ученик. Другие слушают и оценивают «согласны» (большой палец вверх) «не согласны» (большой палец вниз).
III. Введение в новую тему.
Что такое фольклор?
Знакомо ли вам это слово?
Прочитайте в учебнике на с.21
3 ученика-спикеры работают со словарём. находят и читают в словаре, пользуются интернетом.
Самостоятельно читают и отвечают:
Фольклор –в переводе с английского языка «народная мудрость».
Из века в век, из уст в уста передавались песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
Презентация: «Фольклор».
Просмотр разделов: «Песни, заклички,
считалки.».
- Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора, а Алёнушка нам поможет.
В класс входит Алёнушка в русском национальном костюме, с лукошком в руках.
Алёнушка вынимает из лукошка куклу и поет:Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.
- Что делала Алёнушка?
- Какую?
-Какое настроение вызвала у вас эта песня?
В колыбельных песнях матери обещают детям что-то хорошее, предсказывают будущее. Колыбельные очень ритмичны, ритм песни совпадает с покачиванием колыбели.
- Она пела песню.
- Колыбельную.
Учитель предлагает познакомиться с казахской колыбельной песней.
Поёт красавица Айслу в народном костюме:
Элди, элди ақ бөпем,
Ак бесікке жат, бөпем!
Жылама, бөпем, жылама,
Жілік шагып береін.
Майын жесең тоясын,
Жылауынды қоясың.
Работа в группах.
1 группа.
1. Какие бывают песни?
2.Прочитать казахскую колыбельную народную песня настр.21,ответить на вопросы:
- Само слово колыбельная, как вы понимаете?
-Мама качает малыша и поёт ему колыбельную. Как она должна исполняться?
- Почему?
3.Составьте кластер колыбельныепесни.
2 группа:
1. Что такое закличка?
2.Прочитайте заклички, подготовьте выразительное чтение.
1.Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко. 2.Ждут тебя детки,
Ждут малолетки. 3.Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек. 4.Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила. 5. Уж дождь - дождем, Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!
3. Разучить и показать 1 закличку.
3группа
1.Что такое считалка?
2. Прочитайте считалки:.
1. Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
2.Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
3. Ты - хомяк, на землю бряк,
А ты - хорек, встань в уголок,
Ты - зайчишка, прыг да скок.
Ты - лисица, ах, певица!
Ты - охотник, пиф-паф!
Ой, беда!
Разбегайтесь, кто куда !
4.Встали мыши в хоровод
И танцуют - прыг да скок.
Раз, два, три, четыре,
Уши выше, лапы шире.
Кот Василий услыхал
И мышей всех разогнал!
3. Проведите их с одноклассниками.
Работа в группах.
1 группа
-колыбельные, игровые,
Читают в учебнике с.21, с 22
Самостоятельно, в паре.
- Это значит качать малыша, убаюкивать.
-Тихо, ласково, нежно.
- Мама любит своего малыша и своим пением она показывает свою любовь.
Составляют кластер
2 группа.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Читают самостоятельно, в парах.
Выбирают в группе одну закличку, разучивают , готовятся к выступлению.
3 группа.
-Это малый жанр устного народного творчества в стихотворной форме.
Считалки нужны для распределения ролей в игре.
Выступление .Игры со считалками.
Физминутка
музыкальная
Движения под музыку «Друзья» показывает девочка
Оценка работы групп
Ребята оцените работу своих товарищей:
Возьмите стикер своего цвета (1 группа –зелёные, 2 группа – жёлтые, 3 группа -красные) напишите свое имя. Приклейте свой стикер на лист той группы, выступление которой вам понравилось больше всех. (Свою группу не выбирать.)
-Почему ты выбрал именно эту группу? (спрашиваю выборочно)
Пишут свое имя. Приклеивают свой стикер на лист той группы, выступление которой им понравилось больше всех.
Объясняют свой выбор:
Эту группу я выбрал потому, что……
Домашнее задание.
1. Запомнить определения произведений малых фольклорных жанров.
2. Подготовить закличку, считалку. колыбельную песню.
3.* Расспросите своих бабушек, мам – какие колыбельные песни они вам пели в детстве, какие считалки, заклички знают. Подготовьте и расскажите в классе.
Записывают в дневник.
Рефлексия :
- Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:Было легко и интересно – зелёный цвет.Было трудно , но интересно – жёлтый цвет.
Было трудно и неинтересно – красный цвет.
- Объясните свой выбор.
Ребята, закрашивают ту часть круга, которая соответствует их впечатлению от урока.
Ответы детей: Было легко и интересно, потому что…Было трудно , но интересно потому что…Было трудно и неинтересно , потому что….
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ