Конспект урока по литературному чтению «Чего не могут взрослые?» 2 класс
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель методики преподавания литературного чтения:
________/ С.В. Филиппова
Согласовано:
учитель: ________/Н.В.Лазутова
Конспект
урока по литературному чтению
«Чего не могут взрослые?
(А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1-я часть)»
Провела студентка группы ПНК-31: Бирюкова Мария Александровна
Место проведения: 2 «Д» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ»
в с. Тулиновка
Дата проведения: 08.04.14
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Филиппова/
Оценка за урок:….. (…………) учитель: __________/ Н.В.Лазутова /
Оценка за урок:….. (…………) методист: _________/ С.В. Филиппова/
Тамбов
2014
Цель:
- формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
- формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
УУД:
Личностные:
проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
иметь общее представление о моральных нормах поведения;
осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
осознавать личностный смысл учения, желать учиться
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
следовать режиму организации учебной деятельности
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Познавательные:
проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
самостоятельно проводить краткий анализ объектов;
под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
понимать задаваемые вопросы;
адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
Оборудование: Учебник, презентация.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Мотивация к познавательной деятельности.
- Здравствуйте, меня зовут Мария Александровна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Ребята, давайте с вами проверим домашнее задание.
1. Исполнение стихотворения «Розовый слон»
2. Выставка рисунков.
- Прочитайте ключевые слова на слайде 1:
Лётчик, пустыня Сахара,
сломался мотор самолёта,
необыкновенный малыш.
- Какие вопросы, предположения у вас возникли?
- Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? Историю из жизни? или сказку?
- Почему вы так думаете?
- Позже мы определим, к какому же жанру относится данное произведение.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором, а имя его узнаете, открыв учебник на странице 105. (Слайд 2)
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта.
Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже не молод. Давали знать о себе старые раны. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полёта.
Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолёт был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает.
В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолёта.
Писатель, к сожалению, погиб, но остались его замечательные произведения. И к одному из них мы с вами сейчас и обратимся.
- А может вы уже догадались к какому? (Слайд 3)
Дети читают слова.
Ответы детей
- Сказку
- Мы начали читать новый раздел « Самое обыкновенное чудо», чудеса ведь бывают только в сказках.
- «Маленький принц»
3.Выявление места и причины затруднения.
- Давайте с вами сначала рассмотрим иллюстрации.
- Расскажите, что вы видите.
- Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц?
- Кто герой произведения?
- Какой он?
- Как вы думаете, это о возрасте или о росте?
- Кто автор произведения?
- Как называется произведение?
- Правильно, ребята. И сегодня тема нашего урока «Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»». Читать мы будем не всё произведение, а отрывки.
Ответы детей.
- Может быть, Маленький принц находится на этом самолете.
- Принц
- Маленький.
- Предполагают.
- Антуан де Сент-Экзюпери
- «Маленький принц»
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Давайте с вами прочитаем первый абзац посвященный Леону Верту. (Слайд 4) Леон Верт - французский писатель и художественный критик, друг Антуана. Огромная разница в возрасте (Верт был старше Экзюпери на 22 года) не помешали им стать по-настоящему близкими друзьями.
- Прочитайте ещё раз сами и отметьте фразу, которая заставила задуматься.
- Как вы это понимаете?
«...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»
- То, что взрослые забывают, что они сами когда-то были детьми и видели мир по-другому. И поэтому во многих случаях не понимают детей.
5.Реализация проекта выхода из затруднения
- Начнем читать с вами первую часть этого произведения.
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории»,
где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку.
- Итак, какие это девственные леса?
- А что же за картинка была?
На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как было нарисовано. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».
- Вот что увидел герой. Продолжаем читать дальше.
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал.
- Что же это может быть?
Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Интересно, почему же им должно быть страшно?
- Разве шляпа страшная? – возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок № 2.
- Ребята, так вот почему страшно. Читаем дальше.
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика.
Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.
- Какие знания пригодились мальчику, когда он вырос?
- Кем же стал наш герой?
- Чему научился наш герой?
- Ребята, Аризона – штат в соединенных штатах Америки, находится на западе. Китай – государство в Азии, находится на востоке. Продолжим.
На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил и всегда носил с собою.
- Зачем?
Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
Физкультминутка.
- Нетронутые человеком.
Дети предполагают.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Географии.
- Летчиком.
- С первого взгляда научился отличать Китай от Аризоны.
- Надеялся найти особенных людей, которые бы видели не только «шляпу» в его рисунке.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Что в рисунке мальчика видели взрослые? (Слайд 5)
- Какой вывод сделал наш герой?
- Согласны ли вы с ним?
- Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился?
- Изменилось ли его мнение о взрослых людях?
- От лица героя, возможно, главного.
- Шляпу.
- «Взрослые никогда ничего не понимают сами!..»
Ответы детей.
- Летчиком. Облетел, чуть ли не весь свет. Научился отличать Китай от Аризоны.
- Нет, не изменилось. Не стал думать о них лучше.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполним самостоятельно задание 2 в тетради на с. 45.
Выполняют самостоятельно.
8.Включение в систему знаний и повторение
- Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»?
- Как вы думаете, каких людей больше, особенных или обычных?
- Талантливых людей намного меньше, чем обычных. Особенные люди видят мир по-другому, таким и является наш герой.
- Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение.
- Одиноко ли лётчику?
- Почему?
- Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему?
- Нам придётся называть его или лётчик, или «наш герой».
- Это значит, что он много времени проводил с взрослыми, пытался их понять.
- Обычных.
- Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.
- Одиноко.
- Потому что он не может найти людей, которые его понимали бы.
- Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё-таки не один такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми.
9.Рефлексия
- Узнали ли мы что-нибудь о Маленьком принце?
- А что узнали из 1-й части?
- А вам интересно узнать о Маленьком Принце?
- Тогда я скажу вам, что у него на другой планете осталась его любимая Роза, за которой он очень ухаживал и сейчас очень волнуется, т.к. она осталась одна. И он торопится к ней вернуться.
- А главная мысль всего произведения "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" знаете, в чем заключается?
- В том, что мы ответственны за того, кого приручаем.
Выставление оценок.
Домашнее задание: нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое).
- Нет
- Из первой части мы узнали, что взрослые зачастую не понимают детей. Но дают правильные и нужные советы по жизни, к которым необходимо прислушиваться.
- Да
Ответы детей
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ