Конспект урока литературы в 5 классе.Тема" Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы"

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с.Липовка Марксовского района Саратовской области












Учитель русского языка и литературы Аверкина Надежда Александровна

МОУ-СОШ с.Липовка



Конспект урока « Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы».

Предмет- литература.

Возраст – 5 класс, 11 лет.
















Технологическая карта урока

Тема : Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы( по рассказу « Кавказский пленник»).

Учитель : Аверкина Надежда Александровна.

Дата проведения: 23.01.2014 г.

УМК: В.Я.Коровина.

Класс- 5.

Цели:

- деятельностная: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний, как средства для построения нового способа действия,

содержательная: организация деятельности учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству Толстого, организация работы с повестью» Кавказский пленник», развитие творческого воображения.




Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Организует работу с эпиграфом:

Война не сказка об Иване,

И мы её не золотим..

Б.Пастернак.

- Почему война не сказка?

- Что значит- мы её не золотим?

- Почему именно с этого эпиграфа я начала сегодняшний урок?

- Что вы помните об этой войне?

Готовятся к уроку.



Читают эпиграф, отвечают на вопросы учителя.



Война приносит смерть, страдания, даже если и заканчивается победой, то сколько страданий приносит, как дорого эта победа достаётся.

О ней нельзя говорить с радостью, в ней нет положительных сторон.

Это война на Кавказе между русскими и горцами(чеченами, татарами..), которые не желали терять своей свободы, самая продолжительная война в истории нашей страны..

Принятие и сохранение учебной задачи(Р), Построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П).

  1. Актуализация знаний.

Война-это испытание на прочность, выносливость, человечность. В рассказе изображены два офицера. Назовите их.

Какая тема урока? Цели?


Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать офицер?


Назовите основные эпизоды, где мы их видим.

Называют героев, тему и цели урока(Ответы:Жилин и Костылин, два разных характера, сравнить их поведение в одних и тех же ситуациях).



Перечисляют качества офицер(смелость, отвага, ответственность.)


Называют эпизоды с Жилиным и Костылиным.( попали в плен, выкуп, в плену, 1 побег, 2 побег).

Формулирование собственного мнения(К), Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование(П),Принятие и сохранение учебной задачи(Р).

  1. Проблемное объяснение нового материала.

Организует работу по группам( формирование групп в зависимости от сложности задания).

1 группа.( на оценку 3). Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу. В словаре выясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

2 группа( на оценку 3). Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по –разному? Как вы относитесь к каждому из них?

3 группа( на оценку 4). Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин- офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по –другому? При каких условиях?

4 группа( на оценку 4). Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина-лишь несколько фраз? Чьё поведение вам больше нравится и почему?

5 группа( на оценку 5). Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Чтобы правильно ответить , выпишите глаголы, обозначающие действия Жилина, и глаголы, обозначающие действия Костылина.

6 группа( на оценку 5). Сравните второй побег с первым, в чём разница, заполните таблицу.

Работают в группах.

( 1 группа).Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

Колода- о толстом неповоротливом человеке.

Удалой- полный удали.

( 2 группа).Костылин пишет письмо родным, чтобы выкупили его, а Жилин сначала торгуется, потом пишет, но адрес указал неверно.

Костылин знает, что родные найдут деньги, а Жилин понимает, что матери взять денег негде, он надеется только на себя. Жилин достоин уважения.


( 3 группа). Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по –другому, если бы Костылин не ускакал.

( 4 группа).Костылин в плену ничего не делал, только ждал ответа, писал письма, да спал, а Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Поведение Жилина нравится.

( 5 группа).Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает..

Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.

( 6 группа). 1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.


Осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач(П),Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К),Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формирование границ собственного знания и « незнания»(Л).

  1. Первичное закрепление.

Организует работу по вопросам:

От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по –разному?

Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?

Рассуждают, высказывают своё мнение.( Ответ: всё зависит от человека, автор имел в виду одного Жилина, он достоин уважения, внимания).

Поиск разнообразных способов решения задач(П),Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной(К),Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р),Формирование границ собственного знания и незнания(Л).

  1. Самостоятельная работа.

Организует работу с составлением синквейна: Костылин, Жилин.,

Следит за выполнением задания.

Составляют синквейн.(

Жилин

Храбрый, добрый

Трудится, высматривает, готовится

Под лежачий камень вода не течёт

Молодец).

Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формулирование собственного мнения(К),Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задачи(П).

  1. Этап рефлексии.

Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание.

Подводят итоги урока, выставляют оценки, записывают домашнее задание.

Адекватное восприятие оценки учителя(Р),Осуществление пошагового и итогового контроля по результату(Р), Умение задавать вопросы(К).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ