Воспитание духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
Кировского района Калужской области
Статья по литературе
«Воспитание духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Майорова Ольга Дмитриевна
г. Киров
2014
В нашей стране сложилась непростая ситуация с чтением литературной классики. Сегодня, отсутствие, прежде всего, вдумчивого и глубокого читателя, является настоящим вызовом всей русской культуре.
Как же вернуть обществу и, в первую очередь, подрастающему поколению любовь к слову, к литературе, как показать им истинные идеалы и ценности, всегда лежавшие в фундаменте нашей культуры?
По моему убеждению, лишь один путь в этом отношении может быть верным. Это обращение всей системы российского образования, к той духовной традиции, которая на протяжении многих веков содержит и сохраняет в себе эти идеалы и ценности, к той традиции, которая является духовным источником отечественной классики. Это традиция Православия.
Каким же образом возможно воспитывать патриотизм, духовно-нравственные качества учащихся в современной школе по современным программам? Следует отметить, что в каждом классе отводится определённое количество часов на изучение древнерусской литературы, но часов мало, и все произведения стоят обособленно, чувствуется их оторванность от литературного процесса. Понять глубоко произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и других невозможно без знаний Библии.
При изучении в пятом классе рождественских рассказов дополнительно нужно рассматривать Новый Завет: с сюжетом о Рождестве Христовом. На уроках внеклассного чтения должны подробно анализироваться рождественские рассказы, учащимся необходимо выполнять творческие работы, в которых они указывают не только особенности данного жанра, но и – главное – их патриотическую направленность.
При изучении рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на Елке» выделяем основные духовно-нравственные понятия, такие как добро и зло, терпение, милосердие, сострадание, любовь, начинаем работу по ведению словарика нравственных категорий.
В седьмом классе возвращаемся к жанру рождественского рассказа при изучении произведения «Дары волхвов», проводится урок развития речи, на котором ведётся обсуждение репродукций с картин, изображавших библейские сцены, на Рождественский сюжет. Проводится сравнительный анализ ранее изученных произведений с данным рассказом; продолжается работа с нравственными категориями: любовь, самопожертвование, дар. На уроке внеклассного чтения вводится понятие святочного рассказа, его особенностей, проводится параллель между рождественскими и святочными рассказами, изучаются рассказы Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль» за счёт уроков самостоятельного или внеклассного чтения. Обобщающей работой по данной теме стал реферат девятиклассницы по теме «Жанр святочного рассказа».
При изучении повести А. С. Пушкина «Метель» и обращении к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как таинство, храм, супруги, счастье, которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.
В восьмом классе при изучении повести Пушкина «Станционный смотритель» возвращаемся к Библии, к притчам Иисуса Христа. Подробно останавливаемся на притче о блудном сыне, а также на нравственных понятиях: прощение, покаяние.
В девятом классе при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» провожу урок по теме: «Проповедь, поучение, пророчество, поэзия в творчестве Н. В. Гоголя». Анализируем притчу в начале седьмой главы «Мёртвых душ». Обращаем внимание учащихся на то, что Гоголю была близка и понятна трагическая судьба пророка, обречённого на непонимание глухотой, глупостью, враждебностью тех, к кому он обращается с исповедью.
На следующем уроке – семинаре говорим о патриотизме Гоголя, о его любви к родной стране, желании ей добра. Всегда патриотизм состоит не в замалчивании ошибок, недостатков, заблуждений, не в отрицании их, а в трезвом их анализе и в стремлении их исправить. Учащимся предлагаю ответить на вопрос: На чём основывается патриотизм Гоголя, определяющий пафос финала развязки «Ревизора».
Тема следующего занятия: «Противоречивость натуры Гоголя. История второго тома «Мёртвых душ». Цель – показать роль христианского воспитания и образования Н. В. Гоголя. Религиозное образование и в семье, и в школе постоянно питало его последующее творчество. Поэтому мы рассматриваем все написанные Гоголем произведения в разные этапы его жизни как последовательные ступеньки духовного развития.
Гоголь был глубоко национален в своём творчестве. Из всех русских писателей никто, кажется, так сильно, как он, не обнажил язв внутреннего мира русской души, указав и на источник их – роковую отделённость жизни общества от Церкви. Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении её с Церковью.
В десятом классе при изучении прозы Ф. М. Достоевского хочется вспомнить слова писателя: «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим». Это книга человечества». Читая произведения Достоевского, обращаем внимание на то, что они наполнены различными символами, ассоциациями. Огромное место среди них занимают молитвы и образы, заимствованные из Библии.
Для Достоевского использование библейских мифов и образов – не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации. Видел ли писатель пути, ведущие к оздоровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию? Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идее Христа. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе, пронизывает все его произведения. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря. Раскольников совершил злодеяние, он должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением.
Достоевским проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.
Основной нравственный принцип счастливых людей, по Достоевскому, заключается в следующих словах: «Главное – люби других, как себя».
Говоря о патриотизме русского народа, хочется обратить внимание на произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник». В «Очарованном страннике» впервые в Лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного патриотизма. Образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа – богатыря. «Очень мне за народ умереть хочется», - говорит очарованный странник. Глубоко переживает наш герой свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: «Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь».
Список использованной литературы
1. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Христианская литература, 1996.
2. Ежеленко В. Век жизни за духовность России. – Небесный всадник. – 2005.
3. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.
4. Кураев А. Православие и право: Церковь в светском государстве. – 1997.
5. Кураев А. Протестантам о православии. – М., 1997.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ