Почему «мастерские» нужны современному словеснику и его ученикам, 10 класс

Какшина Ирина Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Владимира

«Лицей № 17»


Почему «мастерские» нужны современному словеснику и его ученикам?

Идея «мастерских» пришла к нам из Франции. «Atelie» — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. У нас, в России, педагогические мастерские появились в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников Санкт-Петербурга. Их опыт вызвал неподдельный интерес коллег из других регионов страны. В ОК сообщества учителей в мае 2013 года состоялся мастер-класс для всех, желающих разобраться, каковы «законы жанра» этой необычной технологии.

Эта технология основана на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Переведённое на русский язык определение дословно означает: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия», что на новом витке развития педагогической мысли представляется особенно важным. Более подробно о технологии «мастерских» можно узнать по адресу: http://www.openclass.ru/node/358726.

В данной работе представлен опыт проведения занятия по пушкинской лирике.

Технологическая карта мастерской

Класс: 10 класс

Учитель: Какшина И.Е.

Предмет: литература

Тема: Пушкинские парадоксы или «Очевидное невероятное». (2 часа)

Цели: 1. Создать условия для осмысления каждым учащимся (на личностном уровне) сложного мира любовной лирики А.С. Пушкина.

2. Мотивировать школьников к активной поисковой и исследовательской деятельности; предоставить им возможность оценить свой уровень освоения темы занятия на основе сформулированных критериев.

3. Развивать творческий потенциал каждого ученика.

Этапы мастерской

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Индукция

Этап удивления или погружения.

Аудиозапись произведения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Выбор исполнителя не случаен: стихотворение читает И. Смоктуновский.

Учащиеся, прослушав аудиозапись, должны на доске и у себя в тетрадях записать только одно слово, определяющее их первичное впечатление от услышанного. После краткого обсуждения на доске появляется слово:








Самоконструкция


























Социоконструкция






































Социализация












Разрыв













Афиширование






Рефлексия



















Учитель предлагает учащимся выполнить в группах, парах следующее задание: найти в тексте алогизмы.























Участник диалога.


Замечательный знаток пушкинских черновиков, чрезвычайно трудных для прочтения, С. М. Бонди восстановил первоначальный вариант пушкинского стихотворения.

Вот он:

Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла.

Восходят звезды надо мною.

Мне грустно и легко. Печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого

Что не любить оно не может.

[Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.

Где вы, бесценные созданья?

Иные далеко, иных уж в мире нет —

Со мной одни воспоминанья.]

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь.

И без надежд, и без желаний,

Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.




Член экспертной группы












По словам исследовательницы русской поэзии Л.Я. Гинзбург, «от прозрачного элегического стиля Пушкин шёл не к повышенной образности, а, напротив того, к «нагой простоте».







Член экспертной группы






1829г. В это время Пушкин, только что сделавший предложение Наталье Николаевне Гончаровой и получивший неопределенный ответ от ее матери — полуотказ, полусогласие, — совершал «путешествие в Арзрум». Почему для обретения душевного покоя поэт не поехал в Михайловское, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья»?


Учащиеся находят алогичные понятия в стихотворении (грустно и легко, печаль моя светла и т.д.) и высказывают версии, почему поэт их использует. В своей работе они опираются на биографический материал жизни Пушкина, воспоминания современников поэта. Ребята не оставляют без внимания языковую ткань самого стихотворения (семантику, поэтический синтаксис, звукопись).

В ходе диалога обращают внимание на прочтение стихотворения замечательным актёром И. Смоктуновским, чья исполнительская манера очень необычна: логические авторские цезуры и акценты, фактура голоса.




Групповое задание: сопоставить первый и окончательный варианты стихотворения «На холмах Грузии», подготовить публичное выступление.

Вопросы для работы, предложенные учащимися:

  1. что сокрыто и зачем от глаз читателя во втором варианте поэтического текста?

  2. какое место в обоих вариантах произведения занимает психологический параллелизм?

  3. для чего Пушкин сохраняет в последнем варианте поэтический повтор?

  4. какие изменения претерпела языковая структура текста?

  5. где очевидное становится более невероятным?

(Речь пойдёт и о других стихотворениях поэта на аналогичную тематику).

  1. отчего стихотворение приобрело простоту и лёгкость?






Публичное выступление лидеров групп на тему: «Парадоксы в любовной поэзии Пушкина».

Выразительное чтение стихотворения. Для чтецов два варианта:

- исполнение, сходное с чтением И. Смоктуновского;

- собственная партитура прочтения.


Учащимся необходимо составить сборник стихотворений Пушкина, отличающихся «нагой простотой», написать к нему аннотацию и представить в виде буктрейлера.







Конкурс буктрейлеров. Представление индивидуальной или групповой работы.




Дискуссия о невероятном и парадоксальном в жизни А.С. Пушкина и на страницах его произведений.




Отзывы коллег об уроках: http://www.openclass.ru/node/358789?page=4


Остаётся добавить: такие «мастерские» нужны и учителю, и его ученикам. Более доверительными станут отношения педагог-воспитанник. Окрылённые успехом, школьники сумеют реализовать метапредметный опыт в иных сферах обучения, когда «на любом из этапов познания участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока».



Источники информации:

http://www.openclass.ru/node/358726.

http://www.openclass.ru/node/358789?page=4

Источники изображений:

Фото авторов публикаций

в ОК сообщества учителей http://www.openclass.ru/node/358787

Картинка http://www.pedagoginfo.ru/2012/12/bibliotechnyj-urok-knigi-morskaja.html

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ