Урок литературы в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса» Рыцарь светлой мечты


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Туркинская средняя общеобразовательная школа»

Прибайкальского района Республики Бурятия











Конспект урока по литературе
в 8 классе

« Рыцарь светлой мечты…»

по повести А.Грина «Алые паруса»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Зуенко Вера Николаевна











с.Турка
2014г.

Рыцарь светлой мечты…

Разобьётся сердце на осколки,

если мы разучимся любить

.

Цели урока:

1. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

2. Показать А.Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса.

3. Развитие устной речи учащихся, умения грамотно формулировать своё мнение, отстаивать точку зрения.

Оформление к уроку:

Эпиграфы к уроку: Портрет А.Грина, презентация, рисунки к повести-феерии

Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл , чтоб на предупредить-

Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Е.Огонькова.

Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.

К.Паустовский.

Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

А.Грин

Словарная работа.

Романтик – человек, мечтающий, изображающий яркие, героические, возвышенные стороны жизни, пересоздающий действительность в соответствие со своими идеалами.

Беллетрист – писатель, работающий в области художественной прозы.

Феерия –1. волшебное, сказочное зрелище. 2. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

I. Вступление.

Мне встречи с ним судьба не подарила,

И лишь недавно поздние цветы

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

Я в мир чудес, им созданных проник.

Идут со мною рядом, как живые,

Весёлые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая земля

Распахнута ветрам и ураганам,

Как палуба большого корабля.

Автор стихотворения – неизвестный студент. Он был восхищён творчеством Грина, и эти незатейливые строки пусть станут одним из эпиграфов к нашему уроку.

Кто же такой прославленный рыцарь мечты?

II.Сообщение о биографии писателя.

II.История создания повести.

Повесть «Алые паруса» посвящена верному другу писателя – жене Нине Николаевне Грин. История создания повести удивительна! Грин писал: «История «красных парусов» осязательно началась с того дня, когда благодаря солнечному эффекту я увидел морской парус красным, почти алым. Приближение, возвышение радости – вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала тем самым на необычные обстоятельства, в которых должно было совершиться нечто решительное.» Спустя некоторое время Грин в витрине одного магазина нашёл зерно нового чуда. Он увидел «отлично смастерённый бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле.

IV.Жанр. Повесть-феерия

Повесть – сказка

Феерия – 1.театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

2.волшебное сказочное зрелище.

V. Удивительна судьба «Алых парусов»!С мечтой о них мы знакомимся порою раньше, чем с самой книгой и её автором.

Что же такое алые паруса? Что они символизируют?

(символ веры, надежды, символ самого прекрасного на земле)

Для А.Грина алые паруса – символ красоты, символ претворённой мечты.

- О чём повесть-сказка Грина? О любви, о том, что нужно учиться любить, о верности мечте, о равнодушии и злобе, об умении видеть красивое.

VI. Беседа по содержанию:

- Где происходит действие романа?

(в Каперне…там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грозные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом. «там в работе, как в драке»)

ВЫВОД: Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно

- Почему в Каперне не любили Лонгрена и его дочь Ассоль?

Житела Каперны не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение. Это овершенно разные люди

Из 4 главы: «Капернцы обожали плотных, тяжёлых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, лапая по спине ладонью и толкаясь как на базаре»

- Что вы узнали о прошлом Лонгрена? Почему он так одинок в жизни?

Односельчане не смогли понять его, а он не сделал даже попытки объяснится с ними, тем самым поставив себя над всеми – а этого не прощают.

- А как вы относитесь к потупку Лонгрена? Осуждаете или оправдываете его?

Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, автор всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствуем дочери – доброго ангела. Но за поступок отца расплачивается Ассоль: дети гонят её от себя (дразнят, будто отец даёт человеческое мясо, делает фальшивые деньги. Попытки сближения заканчивались синяками, царапинами, плачем)

-А что отец отвечал дочери, почему их не любят?

Э, Ассоль .Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут

-Давайте ближе познакомимся с Ассоль. Расскажите о ней.

Портрет;

Имя Ассоль-почему?

-Стремительно движется биография Ассоль. Какой видим её на протяжении 1 главы?

(узнаём о ней, когда ей 8 месяцев, потом видим 5-тилетней, 6-летней, 10-летним ребёнком и наконц, видим её при встрече с путешественником Эглем.)

-Глава, в которой он появляется, называется «Предсказание». О каком предсказании идёт речь?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА

В этом отрывке Грин использует образы-сиволы, связанные с христианством:

Белый корабль- символ вышей духовной силы;

Царство-(по Библии) царство славы, которая настанет в тот день, когда возникнут небо и новая земля;

Блистательная страна – символ мудрости, она прекраснее солнца и звёзд.

-Какую роль сыграло предсказание Эгля в судьбе Ассоль?

Слова Эгля как бы подготовили рождение мечты ассоль, в которые она поверила и которой была верна. В дальнейшем это поможет

понять, что встреча Грея с Ассоль была не случайной

- Как жители посёлка отнеслись к этой сказке?

Смеялись. Хочется защитить Ассоль. Вот тут-то и появляется Грей.

-Расскажите о Грее. Его биография развивается тоже стремительно.

8-летний ребёнок, потом 15-летний подросток, и, наконец, 24-летний юноша, мужчина.

-Кем он мечтает стать? Как представляет себе профессию капитана? (чтение эпизодо)

Поражает, что всё это сказал Грин, человек, жизнь которого была далеко не светлой и безоблачной. Но все свои юношеские мечты и надежды он вложил в уста своего героя.

- Лёгкой ли была дорога на пути к задуманной профессии? Что испытал, что приобрёл герой?

Испытал все тяготы корабельной жизни(как и сам писатель), поэтому так точно его описание. Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает в «Алых парусах» о себе больше, чем в каком либо другом произведении. Наводит на размышления и похожесть инициалов.(Александр Грин =Артур Грей)

-Когда пересекаются судьбы героев?

Ассоль 17 лет, Грею-24 года. Случилось как в сказке: шёл и нашёл свою принцессу.

-Какие чувства испытывает герой?

Сильное впечатление, волнение, а под его влиянием проснулось сильное чувство-любовь с первого взгляда.

- Что означало кольцо для девушки?

Знак близкого счастья. Этот факт вселяет уверенность в скорое исполнение предсказания Эгля о сказочном принце и корабле алыми парусами.

-Каким образом Артур Грей претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает?

(чтение эпизода о выборе шёлка для парусов)

- Почему паруса алые?

Эгль предсказал появление корабля алыми парусами.

Алый – чистый цвет утренней зари. Это, наверное, цвет любви и цвет мечты –волшебной силы человеческой мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель высокую, стремиться осуществить задуманное.

-Случайно ли свела судьба Ассоля и Грея?Чем близки эти герои?

- оба были одиноки в детстве; лишены общения со сверстниками;

-оба понимают , любят всё живое на земле, близки к природе;

-оба добры и бескорыстны;

-трудолюбивы;

-верят в Мечту

Их вера в мечту соединила и сделала счастливыми.

- А как вы относитесь к чудесам?(обращение к эпиграфу)

Да, нам нужны мечтатели. Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку. Чудеса надо делать своими руками.

VII. В исполнении учащихся звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса»





Список использованной литературы


  1. 1. Грин, А.С. Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь: Повести. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

  2. .Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.: Русское слово, 1996.

3. Уроки литературы. №1 – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/527264/

2.http://www.nravstvennost.info/library/news Мы увидим алые паруса: об этико - мистическом пафосе образной символики в повести А.Грина. Священник Дмитрий Юревич





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ