Конспект урока литературное чтение 3 класс "А. И. Куприн рассказ "Барбос и Жулька"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа

Даниловского района Волгоградской области.






Конспект урока - литературное чтение 3класс

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».




подготовила учитель

начальных классов

Шереметьева Надежда

Ивановна.




станица Островская 2013 год


Схема конспекта урока


Педагог Шереметьева Надежда Ивановна

Предмет литературное чтение. Класс3

Тема урока А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

Цель: Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы, раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька».

Задачи урока:

-Способствовать знакомству учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна, повысить уровень восприятия учащимися литературного произведения.

- Совершенствовать умение анализировать поступки героев, составлять сравнительную характеристику персонажей.

-Развивать творческое воображение, память, речь учащихся.

-Воспитывать доброе, внимательное отношение к животным.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточка с пословицами, запись на доске.


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

А)Самоопределение деятельности.

Цель для учителя на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе.

Задачи: создать психологический настрой на урок, подготовить речевой аппарат учащихся.

Методы:

Словесный, беседа с элементами занимательности.

Методы организации деятельности: упражнение, проговаривание.

Б) Мотивация.

Цель для учителя: заинтересовать учащихся с помощью занимательного материала изучать новое произведение.

Цель для учащихся: определить, о чём пойдёт речь на уроке.

Методы:

Словесный, выразительное чтение стихотворения

Занимательный материал.

Наглядность – иллюстрации с изображением собак.



- Ты улыбкой, как солнышком брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица

Или чья - то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

+Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

-Что ждёте, от сегодняшнего урока?

+познакомиться с новым произведением, новым автором, хороших отметок.

-Для этого проведём речевую разминку.

Речевая разминка (запись на доске- скороговорка).

-Прочитайте на доске скороговорку « Ученик учил уроки,у него в чернилах щёки».

-Проговорите её быстро.

-Проговорите с ударением на слово – ученик,- учил, -уроки…(проговаривание с ударением на определённое слово).


-Молодцы. Мы подготовились и теперь за работу.

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, кто будет героями нашего урока.

-На свете множество собак,

И на цепи, и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из- под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

-Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

+о собаках, их жизни.

-Посмотрите на иллюстрации, на доске.


2.
























3

































4



5











































































6




















7

Целеполагание.

Цель для учителя: организовать работу, для знакомства с автором и произведением.

Цель для учащихся:

Получить сведения об авторе и определить название произведения, с которым будут работать на уроке.

Методы: словесный, беседа.

Приём антиципации.

Прогнозирование.














Изучение нового учебного материала.

Цель для учителя: познакомить с произведением Куприна «Барбос и Жулька».

Цель для учащихся:

Прослушать содержание произведения и выделить незнакомые слова.

Методы:

Словесный, работа с книгой, выразительное чтение произведения.

А) словарная работа

Цель для учителя:

довести до сознания учащихся понимание смысла незнакомых слов.

Цель для учащихся:

понять и запомнить значение слов для дальнейшей работы с текстом.

Методы :

Частично – поисковый, словесный.



Б) Вопросы на восприятие текста.

Цель для учителя:

контроль понимания прочитанного текста.

Цель для учащихся:

Продемонстрировать полученные знания.

Методы контроля. Опрос.

Физминутка.



Закрепление изученного материала.


Цель для учителя:

организовать учащихся на работу с композицией произведения.

Цель для учащихся:

продемонстрировать знания рассказа, зачитывая нужные отрывки, отвечая на вопросы.


Методы: частично –поисковый, составление плана, практическая работа над композицией.

Ответы на вопросы, выборочное чтение.






























































Итог урока.

Цель для учителя:

Подвести итог работы на уроке.

Цель для учащихся: осознание своей УД

Методы:

Словесный,

беседа.



Работа в паре.

Цель для учителя:

организовать учащихся на работу в паре, учить общаться, помогать друг другу.

Цель для учащихся:

Учиться отстаивать, доказывать свою точку зрения.

Методы:

Частично- поисковый, работа с пословицами.


Рефлексия.

-Кто написал произведение о собаках, вам об этом расскажет и покажет портрет…(подготовленный учащийся рассказывает о жизни и творчестве А. И. Куприна)

-О ком писал А. И. Куприн?

+ О собаках, кошках, обезьянах, слонах.

-А сейчас посмотрите на доску и отгадайте, как называется произведение, с которым будем знакомиться сегодня на уроке.

Запись на доске «Б..рб..с и Ж..льк..»

-Для этого вам нужно вставить пропущенные буквы.

-Как называется произведение?

+Барбос и Жулька.

-Кто это?

+собаки.

-Правильно, молодцы.

Постановка темы урока.

-Назовите тему нашего урока.

+Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька».

-Как вы думаете, могут ли быть собаки друзьями.

+да, у меня дома собаки дружат, играют вместе.

-Кого называют друзьями?

+тех с кем хорошо общаешься, кто поможет в трудную минуту.

-Какими качествами должны обладать друзья?

+добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга.

-Поработав, над текстом рассказа, мы должны ответить на ряд вопросов:

-Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

-Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

-Откройте учебники на странице 43.

-Я буду читать, а вы возьмите в руки карандаши и подчёркивайте незнакомые и непонятные слова, значение которых мы позже объясним.

Вопросы после чтения.

-Ребята, как вы думаете какой жанр этого произведения?

+ рассказ.

-Почему?

+Описываются реальные события.

-Правильно.

-Вы подчеркнули незнакомые, непонятные слова. Что нам поможет их разъяснить?

+Рубрика «Словарь»

(объяснение толкования слов с помощью словаря)

+Приземистый

-Найдите объяснение значения этого слова (зачитывание ответов)

+Маленький, низкий ( и так далее)

+Сталактит – сосульки, похожие на сталактиты; известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

+Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

+Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

+Лицемерные – неискренние.

+Карьер - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

+Триумфальном – победном.

_Молодцы.

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства он у вас вызвал?

+жалость, печаль.

-Что вас поразило, удивило?

+Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал.

+Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга.


Упражнения для глаз- закройте глаза. Откройте, посмотрите влево, вправо, вниз, вверх (2раза). Упражнения для туловища.



Проблемный вопрос с затруднением.

-Ребята, какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

(пытаются ответить)

-Трудно, давайте поработаем более подробно с текстом.

Работа над композицией произведения.

Вы уже знаете, что любое произведение состоит из определённых частей:

Запись на доске. Работа с доской и текстом.

Вступление

Завязка

Кульминация (самый напряжённый момент)

Развязка

Заключение.

-Я уже разбила на части рассказ, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определённым частям композиции произведения.

-Выберите, какие части рассказа подходят к вступлению.

+Описание Барбоса.

+Описание Жульки.

+Характер собак.

+Дружба собак.

-Молодцы.

-Кто главные герои рассказа?

+Барбос и Жулька.

-Найдите и прочитайте, как выглядел Барбос? (выборочное чтение-зачитывание ответов)

-С чем сравнивается его шерсть?

+Шерсть извалялась, превратилась в сотни бьющихся сталактитов.

-А его уши?

+Превратились в причудливые фестоны.

-Найдите описание Жульки.

+Чтение описания.

-Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац?

+Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки.

-Эти собаки отличаются только внешностью?

+И характером тоже.

-Найдите описание их характера.

+Зачитывание ответов.

-Какой сделаем вывод?

+Внешность и характер собак различны.

-Что же связывало таких разных собак?

+Дружба.

Кто ворвался во двор? Как вёл себя?

+Бешеная собака.

-Найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.

Какие части рассказа сюда отнесём, выберите.

+Появление бешеной собаки.

-Какой был самый напряжённый момент рассказа? Найдите его и зачитайте. +Это кульминация(зачитывание ответа)

-Какую часть рассказа сюда отнесём?

+Подвиг Жульки.

-В чём он заключался?

+Жулька бросилась на бешеную собаку.

-Вывод-маленькая Жулька совершила необычный для себя поступок.

-Что произошло дальше? Какие части рассказа можно отнести сюда?

+Жулька заболела.

+Прощание собак.

-Как автор описывает болезнь собаки?

+С ней случилось что-то странное, она как- будто помешалась.

-Как это проявлялось?

+Она ничего не ела, сильно похудела.

+Долго лежала, то носилась по двору, кружилась и подпрыгивала.

-Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

+Да, когда Жульку заперли в сарае, Барбос принялся бегать вокруг сарая и сильно выть.

-Найдите и зачитайте описание прощания собак.

-Заканчивая работу над композицией, найдём заключение.

+Смерть Жульки.

-Прочитайте последний абзац.

-Что произошло?

+Барбоса запустили в сарай, он прощался с Жулькой.

-Как вы узнали о смерти Жульки?

+Через два часа Барбос завыл. Жулька издохла.

-Посмотрите, что у нас получилось на доске?

+План рассказа.

Где его можно использовать?

+Пересказывая рассказ.


-Ребята, давайте вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока?

-Можно ли назвать друзьями героев этого рассказа?

+Да, собаки вместе играли, Жулька прощала Барбосу многие его проступки.

+Между ними было редкое согласие.

-Могут ли животные дружить так же, как и люди?

+Да, Жулька показывает пример самого хорошего друга.

-С пособны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

+Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса.

+Куприн в этом рассказе хотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу.

Работа в паре.

-А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте и выберите, какая из них подходит к нашему уроку.

Один за всех и все за одного.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

+Легко подружиться, тяжело разлучиться.

-Почему вы выбрали эту пословицу?

+Когда с кем-то дружишь, тяжело расставаться с этим человеком или ещё кем-то.

-Правильно, молодцы.


-Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

-Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)

-Кто узнал для себя что-то новое?

-Из каких частей состоит композиция?

+вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.


8








9

Задание на дом.

Цель для учителя:

организовать самостоятельную работу по более прочному осознанию произведения.

Цель для учащихся:

Выбрать задание по силам и выполнить его.

Выставление отметок.

-Домы вы кратко перескажите произведение.

-Или расскажите о Барбосе и Жульке. Опишите их внешний вид, характер.

-по желанию в тетради №4 с. 31






Ребята, оцените свою работу и работу своих товарищей, аргументируя ответы.










Сообщение подготовленного учащегося о творчестве А. и Куприна.


- Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах и слонах.










Доска.


Композиция произведения.


Нахождение подходящих частей

рассказа


Запись на доске.

Вступление

Описание Барбоса


Появление бешеной собаки


Описание Жульки


Прощание собак


Дружба собак


Описание Барбоса


Характер собак


Описание Жульки

Завязка

Появление бешеной собаки


Дружба собак

Кульминация

Подвиг Жульки


Смерть Жульки

Развязка

Болезнь Жульки


Характер собак


Прощание собак


Подвиг Жульки

Заключение

Смерть Жульки


Болезнь Жульки





Используемая литература:


Учебник – литературное чтение -3 класс .Автор Л. А. Ефросинина , издательство Вентана- Граф 2009год. Начальная школа 21 век.

Рабочая тетрадь - литературное чтение 3 класс №2. Л. А. Ефросинина, издательство Вентана- Граф 2012год.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ