Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Ф»
Конспект урока литературного чтения в 1 «А» классе
Тема «Заглавная буква Ф»
Цели урока:
обучающая - знакомство с заглавной буквой Ф;
развивающая – обретение навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
воспитательная – воспитание любви к предмету, русской поэзии, родине.
Организационный момент. Психологический настрой.
- Громко прозвенел звонок
Начинается урок…
- Но наш урок, ребята, сегодня необычный. Во-первых, потому что на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к гостям и поздороваемся. А во-вторых, необычным будет наш урок ещё и потому, что мы отправимся в путешествие по странам Европы. Кто может объяснить значение этого слова?
- Хотите отправиться в путешествие? Страны эти находятся далеко от нас, туда мы сможем попасть на каком-то транспортном средстве. Оно появится здесь, если вы расшифруете схему.
- Чего не хватает на схеме? ( Ударения). Ударный слог – третий. Какая буква стоит в 3-м слоге? Почему? (Ё - всегда ударная, это слово - самолёт).
- Молодцы, ребята! Транспортное средство есть, но оно не совсем готово к полёту. Пока наш самолёт отправляется на заправку, мы тоже должны подготовиться и выполнить речевую разминку, чтобы наша речь была правильной.
Речевая разминка.
Работа с чистоговорками (чистоговорки записаны).
Ра-ра-ра - начинается игра. (прочитать мальчикам)
Шо-шо-шо – всё будет хорошо. (прочитать девочкам)
Ко-ко-ко – прочитаем всё легко. (прочитать с повышением голоса)
Ра-ра-ра – в путешествие пора. (прочитать с понижением голоса)
Работа со скороговоркой.
3) Игра «Твёрдый-мягкий»
Фабрика, шофёр, физкультура , фуфайка, фикус, светофор.
Слоговая разминка.
4) Слоговой аукцион.
- Продолжите слово (задание даётся по рядам).
Фо… кус, тография, нарь.
Фор… ма, точка, тепьяно.
Фи… лин, кус, гура.
Сообщение темы и целей урока.
- Прилетел наш самолёт. Скажите, что за пассажир на его борту? Что вы знаете об этом пассажире? (Буква печатная строчная, обозначает глухой согласный звук твёрдый или мягкий).
- Достаточно ли нам строчной буквы ф? (Нет).
- Для чего нужна заглавная буква?
Тема урока.
Введение новой буквы.
Сравнение заглавной и строчной букв Фф.
Буква ф строчная всё же
На заглавную похожа.
В чём отличье, вот вопрос:
Цвет, иль форма, может рост?
Коль ответ дадим толковый –
К путешествию готовы!!!
- По какому признаку отличаются буквы? (По размеру)
Работа по учебнику, чтение слов.
- Прочитайте 1 столбик слов. С какой буквы написаны слова. Почему?
- Прочитайте первое слово. (Федя)
- Мальчик вырос, и выросло его имя. Прочитайте, как теперь его зовут. (Фёдор)
- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека (Фролов).
- Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол).
Работа по учебнику, чтение имён, фамилий, географических названий на букву Ф и предложений, разъясняющих их.
- Ребята, наше путешествие начинается. Давайте прочитаем, из какой страны мы начнём путешествовать? (Россия).
- В России много известных людей, и такими людьми мы сегодня познакомимся. Прочитайте слова, записанные на доске (А.Фет и Ф.Тютчев). Почему слова записаны с заглавной буквы?
- Найдите в учебнике о них предложение.
Учитель показывает портреты писателей А.Фета и Ф.Тютчев.
- Прочитайте слово (Фили). Оно тоже написано с большой буквы. Давайте узнаем из учебника, что оно обозначает. Какие знаки препинания заметили? (Тире - требует повышения голоса и перемены интонации, запятая – чуть заметное повышение голоса.)
Учитель показывает фрагмент «Бородинской панорамы».
- Прочитайте название страны (Украина) и города (Феодосия).
- Прочитайте предложение в учебнике.
Учитель показывает иллюстрации Крыма, Чёрного моря.
- Прочитайте четвёртое предложение, обращая внимание на знаки препинания.
Учитель показывает иллюстрации города Флоренции в Италии.
Физминутка
Дружно выйдем с самолёта,
Отдохнуть нам всем охота.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Ну, а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим,
И лететь мы дальше просим!
- Прочитайте о Франции. Сколько предложений прочитали? (Два)
- Представьте, что вы корреспонденты и рассказываете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».
6) А теперь мы с вами отправимся в другую страну, близкую нам, родную, любимую. Как вы думаете, что это за страна? (Россия).
Чтение текста на слайде:
Огромна и красива наша страна Россия. Столица нашей Родины – Москва. Самое красивое место в Москве – Красная площадь. Россия прекрасна во все времена года.
Работа со стихотворением А.Фета.
а) Подготовка к восприятию произведения.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)
- Какую картину мы наблюдаем за окном? Опишите её.
- Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладонь. (Снежинка)
- Снежинки приглашают вас отдохнуть.
Выполняется физминутка для глаз.
- Снежинки кружатся в хороводе, радуют нас и поют песенку. Давайте её прочитаем вместе со мной.
Чтение печатного текста с доски одновременно с учителем.
Мы снежинки, как пушинки.
Наша радость – лёгкий бег.
Тут снежинка, там снежинка,
Ну, а вместе будет снег!
- Кто запомнил стихотворение и хочет прочесть его наизусть?
б) Постановка проблемы:
- Чем отличаются стихи от разговорной речи?
- Когда у человека возникает потребность перейти от простой речи к стихам?
После того как большинство детей выскажет своё мнение, учитель предлагает прочитать в «Букваре» имя и фамилию автора: Афанасий Фет.
- Что на уроке узнали об этом писателе? (А.Фет писал прекрасные стихи о русской природе.)
Работа со стихотворением А.Фета.
а) вводная беседа.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года такие краски? (Эти стихи о русской природе зимой.)
- Подтвердите своё предположение.
б) выразительное чтение стихотворения наизусть учеником.
- Какие картины рисует ваше воображение?
в) подготовка к чтению.
- Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А.Фета? (Спокойную, мечтательную).
- Давайте откроем секреты красоты этого стихотворения.
г) Чтение стихотворения детьми вполголоса.
д) Работа с текстом, записанным на доске.
Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке сани.
- В обоих текстах речь идёт об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом – прозой. Какой отрывок вам нравится больше? Почему?
- Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
- А может ещё выражать при помощи кисти и красок.
е) Соотнесение предметов и их признаков
- Обратите внимание на слова, которыми рисует автор:
равнина – белая,
небеса – светлые,
снег – блестящий.
е) Работа над выразительностью чтения («отражённое чтение»)
ж) Выразительное чтение стихотворения детьми вслух.
6) Работа с текстом «Русские фамилии».
а) вводная беседа:
- Как быть, если у людей одинаковые имена? (Их называют тёзками).
- Как в этом случае различать людей? (По фамилии).
- Верно. Хотите узнать, что такое фамилия? «Букварь» даёт ответ на этот вопрос.
б) самостоятельное чтение текста «Русские фамилии».
в) беседа по прочитанному:
- Какие вопросы задаёт текст?
- Что такое фамилия? (Фамилия - это семейное имя, которое объединяет родственников).
- Что вы знаете о своих фамилиях?
- Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, который нарисован на кубике в «Букваре»?
г) чтение текста вслух.
д) беседа после повторного чтения:
- А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия? Или есть ещё что-то? (Отчество).
- Кого называют по имени-отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей).
- Кто из вас встречал взрослых людей, которых окружающие называли просто Саша, Ваня? Когда это допустимо?
- А вот ребята нашего класса тоже кое-что знают о своих фамилиях и сейчас нам расскажут об этом.
Краткие рассказы 2-3 учащихся о своих фамилиях.
Итог урока.
- Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, и закончился урок.
- Понравился ли вам урок?
- А что понравилось больше всего, что больше всего запомнилось?
- С какой новой буквой вы познакомились сегодня на уроке. Что можете сказать об этой букве?
- Молодцы, спасибо вам всем за урок. Вы отлично сегодня работали. И так как у нас в России главным сувениром является русская матрёшка, я всем хотела бы подарить по такому сувениру, чтобы вы вспоминали о нашем путешествии и обязательно рассказали родителям, где вы сегодня побывали!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ