Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе "С.А.Есенин «Берёза»"
Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: С.А.Есенин «Берёза».
Составлен учителем начальных классов Евдокимовой Л.П.
Цели урока: а) образовательные: познакомить со стихотворением С.Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический образ; показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи;
б) развивающие: развивать образное мышление, речь, творческое воображение; совершенствовать навыки выразительного чтения;
в) воспитательные: способствовать обогащению чувственного опыта ребёнка, его реального представления о связи поэзии и природы; развивать коммуникативные качества через организацию работы в группах; эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, цветная бумага, мелки.
Ход урока
Основные этапы организации
учебной деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, ответы детей.
1.Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
-Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
-Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками. На уроке мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы угадать его, разгадаем загадку:
Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Берёза.
2. Актуализация знаний.
Фиксация новой учебной задачи.
- Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного и немного грустного. Ребята приготовили интересный материал о берёзе. Сейчас они нас с ним познакомят.
- Какова роль берёзы для человека?
- Много авторов воспевали берёзу.
Выступления учеников.
-Заготовка древесины, сбор сока, символ России.
3. Постановка целей урока.
- Определите тему и цели урока.
-Сегодня мы вспомним стихи С.Есенина, интересные моменты его жизни, познакомимся со стихотворением «Берёза», научимся рисовать это дерево и услышим песни о ней.
4.Работа по теме урока.
Рассказ учителя о творчестве С.Есенина.
-Родился С.Есенин в 1895 году под Рязанью. Детство и юность он провёл в селе Константинове, расположенном на высоком берегу Оки. В раннем детстве полюбил С.Есенин родную, русскую природу, он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому его стихи о природе особенно светлы, чисты и мелодичны. А писать он начал в 9 лет. Будучи с детства очень впечатлительным, Есенин не мог остаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них положены на музыку.
-Какие стихи С.Есенина вы знаете?
О чём эти стихи?
-Многие его стихи композиторы положили на музыку.
2.Первичное восприятие текста.
-Закройте глазки, можете положить голову на сложенные на парте руки. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть берёзу.
-Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?
Словарная работа в парах.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните непонятные слова и выражения.
-Какие слова и выражения вам непонятны?
Предлагаю вам поработать с заданием в парах. Какое из предложенных объяснений значений слов является, по вашему мнению, правильным?
Задание.
Объясните значение слов:
Кайма – это…
Бахрома – это…
1)полоса по краю изделия;
2) свободно свисающие нити по краю ткани;
3)длинная, узкая лента.
3. Анализ произведения.
-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу?
-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете?
-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.
-Какое время суток рисует поэт?
Почему вы так решили?
-Солнечное утро или пасмурное?
-Прочитайте, как занимается заря зимой.
-Какой литературный приём использует автор для создания образа берёзы? Докажите это строками стихотворения.
-Зачем их употребил автор?
4. Работа по учебнику.
-Прочитайте вопрос на с. .Рисуя словесную картину, определим, что будет на переднем плане и почему. Что ещё нарисуете?
-«Поёт зима - аукает…», «Закружилась листва золотая…»,…
- О природе.
-Красивой, белоснежной, праздничной, необыкновенной.
-Кайма, бахрома.
-Белую, серебряную, золотую.
-Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.
(Зачитывают 2 строфу).
-Утро.
-Заря, сонная тишина, иней не растаял после морозной ночи.
-Утро солнечное: «горят снежинки в золотом огне».
-Лениво.
-Олицетворение.
- «Принакрылась», « сонная тишина», «заря обсыпает».
-Для создания образа берёзы.
-Берёза, потому что именно ей посвящено стихотворение.
-Снег, дом, иней на берёзе, зарево…
5.Физкультминутка.
Релаксация, укрепление организма учащихся.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(руки вверх и вниз)
(руки на пояс, наклоны в стороны)
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
(показывают на нос)
(прыжки на месте)
(кружатся)
(имитируют полёт снежинок руками)
6.Продолжение работы по теме урока.
Коррекция отработки способа действия.
Расстановка пауз.
-Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы.
2. Расстановка логических ударений.
-Найдём снежные слова и установим логическое ударение.
(Хоровое прочтение стихотворения).
3.Определение темпа.
-Подумайте, каким должен быть темп чтения.
4.Выразительное чтение стихотворения.
-Прочитайте стихотворение выразительно.
5.Связь поэзии С.Есенина с музыкой П.И.Чайковского.
-Есть много русских народных песен о берёзе. Композитор П.И.Чайковский одну из таких песен о берёзе превратил в симфоническую музыку, звучащую то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжёлых ударов барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню. Когда слушаете музыку, сядьте удобно, плечики расправьте.
-Какую русскую народную песню использовал Чайковский в симфонии?
-П.И.Чайковский постарался расширить границы народной песни, дать ей другую, более интересную и большую жизнь.
6.Связь поэзии С Есенина с творчеством русских художников.
-Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин художников И.И.Левитана «Берёзовая роща» и И.Грабаря «Февральская лазурь». Что вы заметили?
-Какая из картин, по вашему мнению, больше подходит по содержанию к стихотворению «Берёза»? Докажите свой ответ.
-И мы сегодня выступим в роли художников, изобразим берёзу.
7. Практическая работа под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь (Святки)».
8. Выставка работ.
-Понравилось вам быть художниками?
/ -короткая, // - длинная.
-Белая, снегом, серебром, пушистых, снежною, белой, снежинки.
-Неторопливое.
(Чтение стихотворения).
(Слушание музыки).
-«Во поле берёза стояла».
-Объект природы – берёза.
-И.Грабарь «Февральская лазурь». Здесь снег, изображена зима.
(На листах цветной бумаги дети изображают зимнюю берёзу).
7.Рефлексия учебной деятельности.
Контроль.
-Какие чувства возникли после работы над стихотворением С.Есенина «Берёза»? Познакомившись со стихотворением, что мы узнали о Есенине, как о человеке?
-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?
-Любил природу, чувствовал её, воспевал её красоту, был наблюдательным.
8.Оценка деятельности учащихся.
-Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок ….
-Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке….
-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ