Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе "С.А.Есенин «Берёза»"

Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: С.А.Есенин «Берёза».

Составлен учителем начальных классов Евдокимовой Л.П.



Цели урока: а) образовательные: познакомить со стихотворением С.Есенина «Берёза»; формировать умение анализировать поэтический образ; показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи;

б) развивающие: развивать образное мышление, речь, творческое воображение; совершенствовать навыки выразительного чтения;

в) воспитательные: способствовать обогащению чувственного опыта ребёнка, его реального представления о связи поэзии и природы; развивать коммуникативные качества через организацию работы в группах; эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.



Оборудование: мультимедиапроектор, экран, цветная бумага, мелки.





Ход урока

Основные этапы организации

учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы детей.

1.Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

-Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

-Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками. На уроке мы будем говорить об объекте живой природы. Чтобы угадать его, разгадаем загадку:

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.





Берёза.


2. Актуализация знаний.


Фиксация новой учебной задачи.

- Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом прекрасного, возвышенного и немного грустного. Ребята приготовили интересный материал о берёзе. Сейчас они нас с ним познакомят.

- Какова роль берёзы для человека?


- Много авторов воспевали берёзу.






Выступления учеников.



-Заготовка древесины, сбор сока, символ России.



3. Постановка целей урока.


- Определите тему и цели урока.

-Сегодня мы вспомним стихи С.Есенина, интересные моменты его жизни, познакомимся со стихотворением «Берёза», научимся рисовать это дерево и услышим песни о ней.



4.Работа по теме урока.


  1. Рассказ учителя о творчестве С.Есенина.

-Родился С.Есенин в 1895 году под Рязанью. Детство и юность он провёл в селе Константинове, расположенном на высоком берегу Оки. В раннем детстве полюбил С.Есенин родную, русскую природу, он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому его стихи о природе особенно светлы, чисты и мелодичны. А писать он начал в 9 лет. Будучи с детства очень впечатлительным, Есенин не мог остаться равнодушным к красоте русских полей и лесов. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них положены на музыку.

-Какие стихи С.Есенина вы знаете?


О чём эти стихи?

-Многие его стихи композиторы положили на музыку.

2.Первичное восприятие текста.

-Закройте глазки, можете положить голову на сложенные на парте руки. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть берёзу.

-Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?


  1. Словарная работа в парах.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните непонятные слова и выражения.

-Какие слова и выражения вам непонятны?

Предлагаю вам поработать с заданием в парах. Какое из предложенных объяснений значений слов является, по вашему мнению, правильным?

Задание.

Объясните значение слов:

Кайма – это…

Бахрома – это…

1)полоса по краю изделия;

2) свободно свисающие нити по краю ткани;

3)длинная, узкая лента.

3. Анализ произведения.

-Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзу?

-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете?


-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.

-Какое время суток рисует поэт?

Почему вы так решили?


-Солнечное утро или пасмурное?


-Прочитайте, как занимается заря зимой.

-Какой литературный приём использует автор для создания образа берёзы? Докажите это строками стихотворения.


-Зачем их употребил автор?

4. Работа по учебнику.

-Прочитайте вопрос на с. .Рисуя словесную картину, определим, что будет на переднем плане и почему. Что ещё нарисуете?













-«Поёт зима - аукает…», «Закружилась листва золотая…»,…

- О природе.






-Красивой, белоснежной, праздничной, необыкновенной.




-Кайма, бахрома.












-Белую, серебряную, золотую.

-Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок.

(Зачитывают 2 строфу).


-Утро.

-Заря, сонная тишина, иней не растаял после морозной ночи.

-Утро солнечное: «горят снежинки в золотом огне».

-Лениво.

-Олицетворение.

- «Принакрылась», « сонная тишина», «заря обсыпает».

-Для создания образа берёзы.


-Берёза, потому что именно ей посвящено стихотворение.

-Снег, дом, иней на берёзе, зарево…

5.Физкультминутка.

Релаксация, укрепление организма учащихся.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.



(руки вверх и вниз)

(руки на пояс, наклоны в стороны)

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

(показывают на нос)


(прыжки на месте)

(кружатся)


(имитируют полёт снежинок руками)


6.Продолжение работы по теме урока.

Коррекция отработки способа действия.

  1. Расстановка пауз.

-Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы.

2. Расстановка логических ударений.

-Найдём снежные слова и установим логическое ударение.

(Хоровое прочтение стихотворения).

3.Определение темпа.

-Подумайте, каким должен быть темп чтения.

4.Выразительное чтение стихотворения.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

5.Связь поэзии С.Есенина с музыкой П.И.Чайковского.

-Есть много русских народных песен о берёзе. Композитор П.И.Чайковский одну из таких песен о берёзе превратил в симфоническую музыку, звучащую то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжёлых ударов барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню. Когда слушаете музыку, сядьте удобно, плечики расправьте.

-Какую русскую народную песню использовал Чайковский в симфонии?

-П.И.Чайковский постарался расширить границы народной песни, дать ей другую, более интересную и большую жизнь.

6.Связь поэзии С Есенина с творчеством русских художников.

-Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин художников И.И.Левитана «Берёзовая роща» и И.Грабаря «Февральская лазурь». Что вы заметили?

-Какая из картин, по вашему мнению, больше подходит по содержанию к стихотворению «Берёза»? Докажите свой ответ.

-И мы сегодня выступим в роли художников, изобразим берёзу.

7. Практическая работа под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь (Святки)».

8. Выставка работ.

-Понравилось вам быть художниками?


/ -короткая, // - длинная.



-Белая, снегом, серебром, пушистых, снежною, белой, снежинки.


-Неторопливое.


(Чтение стихотворения).







(Слушание музыки).


-«Во поле берёза стояла».










-Объект природы – берёза.


-И.Грабарь «Февральская лазурь». Здесь снег, изображена зима.



(На листах цветной бумаги дети изображают зимнюю берёзу).









7.Рефлексия учебной деятельности.

Контроль.


-Какие чувства возникли после работы над стихотворением С.Есенина «Берёза»? Познакомившись со стихотворением, что мы узнали о Есенине, как о человеке?

-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?

-Любил природу, чувствовал её, воспевал её красоту, был наблюдательным.

8.Оценка деятельности учащихся.


-Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок ….

-Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке….

-Дома вам надо выучить стихотворение наизусть.




Записывают домашнее задание.

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ