Литературное чтение 3 класс "Ш.Сильверстайн «Щедрое дерево»"
Смотрина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ№11»Иркутская область г.Ангарск.
Любовь-волшебная страна.
Предмет: Литературное чтение.(Кубасова О.В.)
Класс: 3.
Тема урока: Ш.Сильверстайн «Щедрое дерево»
Форма работы: групповая.
Цели урока:
1. Используя художественный текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но и нравственные убеждения.
2.Усвоив смысл жизненно-важных слов-понятий (язык, речь, слово, чувство, настроение, дружба, мудрость, гуманный и др.), обращаем мысль маленького человека внутрь себя: «Я – человек! НО…какой?»
3.Проанализировав текст, «породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».
4.Через анализ текста учить детей выражать своё мнение, используя выражения, речевые конструкции с эмоционально-оценочной лексикой.
5. Развивать речь и творческое воображение детей.
Ресурсы:
Текст Ш.Сильверстайна «Щедрое дерево»;
Иллюстрации к тексту;
Учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение»;
Карточки для групп;
Наглядный ,раздаточный материал;
Презентация.
Ход урок
1.Орг.момен(слайд №1)
2.Введение в тему,постановка цели(слайд №2,3)
Знакомство с биографией автора.
3. Первичное чтение текста с целью обогащения творческого опыта учащихся.
У каждого школьника на парте текст рассказа – сказки «Щедрое дерево». Используя музыкальное сопровождение, учитель выразительно читает текст с интонацией, паузами, расстановкой акцентов. Это поможет им «открыть» в тексте новые глубины и оттенки (слайд№3).
Учитель: - Запишите кратко свои мысли и чувства, которые вы испытали во время чтения. (Дети записывают в тетрадях по чтению свои чувства живыми непосредственными словами («слушаю» – «чувствую» - «ощущаю» - «записываю»)). Рождаются небольшие отзывы – размышления.
Предполагаемые ответы.
Ученик:
- Чувства от услышанного разные. На самом деле и печальные, и грустные. Мальчик во всей своей жизни забыл о чём-то главном.
Ученица:
- Очень жалко яблоньку. Всю свою душу, щедрость она подарила мальчику, а сама умерла. Нельзя так относиться к себе, надо и себя любить.
4. Первичное закрепление. Подготовка детей к повторному
( выразительному) чтению (слайд№4).
Учитель: Щедрость(даём определение ,определяем значение)
- Какие чувства автора способствовали созданию текста?
- Что помогло вам сделать такой вывод?
- Как будем читать слова яблоньки? Почему?
- Как будем читать слова мальчика? Почему?
5. Повторное чтение текста учениками.
6. Комплексный анализ текста.
а) Самостоятельная работа над текстом по группам.
Задание для 1-ой группы. (Группе выдаётся план к анализу текста)-слайд№5
1)Какие периоды жизни мальчика показаны в сказке? Найди подтверждение из текста.
Мальчик……………………………………………………………………………………………………..
Мальчик…………………………………………………………………………………………………….
Мальчик……………………………………………………………………………………………………..
Мальчик…………………………………………………………………………………………………….
Мальчик……………………………………………………………………………………………………..
Задание для 2-ой групп -слайд №6
Какие из данных понятий вы можете отнести к характеристике Яблони? А какие только к мальчику? Найдите подтверждение этому в тексте.
- Яблоня………..(мать ) мальчик …………(сын )
Слова: добро, эгоизм ,себялюбие, верность , надёжность, бескорыстие , самопожертвование , сожаление, неблагодарность .
Задание для 3-ей группы. (Проектируется задание на слайде №7).
- При помощи иллюстраций разделить текст на части и озаглавить их.
( По мере выполнения работы, вывешиваются на доску иллюстрации и подписываются текстом).
7.Физминутка (слайд №8)
б) Проверка работы групп.
Вывод: (делает учитель)
- Можно простыми словами, которые мы слышим каждый день, сказать тихо о главном и важном, достучаться до души, взволновать сердце.
- А что главное у человека? Что важное?
Ответ: - Необходимо заботиться о самых близких и дорогих людях: о матери, об отце, пока они рядом и живы.
8.Вывод учителем
- Жертвенная любовь яблони погубила её.
Вывод детьми по вопросам учителя:
- Какие слова не задействованы (характер, счастье, совесть, одиночество)?
- Почему? (они не подходят к героям).
- Характеристики похожи? Почему? Какие слова могут быть общими? (одиночество, счастье)
- А эти слова имеют одинаковые значения у героев? Почему?
Дети:
- Слово одно, но разные люди относятся к ним по-разному. Зависит это от характера, души и сердца.
Соотносим с мудрыми высказываниями ( слайд №11)
Слово учителя :
- Всё начинается с детства. Я хочу, чтобы вы в своей душе после этого урока формировали характер, брали из жизни всё самое лучшее, тогда о вас люди скажут: «Он не зря живёт на земле!»
Дети читают слайд № 12
Скажи:
Какой ты след оставишь?
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
9. Домашнее задание
Слайд №13
10. Рефлексия деятельности:
Я сегодня на уроке:
1)узнал…………………
2)почувствовал…………………….
3)понял…………………………..
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ