Конспект урока на тему «Художественная литература»
Автономная Некоммерческая Организация
Дошкольного Образования
«Планета детства «Лада»
Детский сад №97 «Хрусталик»
Самарская область
Конспект урока на тему
«Художественная литература»
подготовила
воспитатель Данилина Наталья Алексеевна
г.о. Тольятти, 2013г.
Тема: «Приглашает сказка»
Цель:развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста к сказкам посредством художественно – театрализованной деятельности.
Задачи:углублять интерес детей к литературе (народной сказке). Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение эмоционального подтекста и общего настроения произведения.
Вызвать интерес к созданию образов сказочных героев по мотивам литературного произведения «Заюшкина избушка» с использованием тестопластики для разыгрывания знакомого сюжета. Продолжать знакомить с оригинальной художественной техникой – тестопластикой. Формировать умение лепить животных –персонажей настольного театра. Формировать опыт сотрудничества и сотворчества. Развивать чувство формы; способности к формообразованию.
Вызвать желание участвовать в разыгрывании диалогов. Развивать связную монологическую речь детей, её выразительность.
Предварительная работа:
- Чтение р. н. сказки «Заюшкина избушка».
- Беседы по теме «Сказка»:
- «Мои любимые сказки»;
- «Что такое сказка?»;
- «Любимые герои сказок»;
- «Чему учат сказки?».
- Слушание р. н. сказки в аудиозаписи.
- Игры – драматизации по р. н. сказки (разыгрывании отдельных сюжетов).
- Рассматривание иллюстраций с изображение животных из сказки.
- Рассматривание и обследование фигурок: лисы, зайца, петуха, волка, собаки, медведя (игрушки из разных материалов).
- Рисование персонажей сказки «Заюшкина избушка».
- Д/и игры:
- «Узнай по описанию» (героя сказки);
- «Чья тень?» (персонаж);
- «Сложи фигуру» (любого персонажа из геом. фигур).
- Лепка из солёного теста декораций для сказки «Заюшкина избушка» (ёлочки, домик зайцы и домик лисы).
- Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Материал и оборудование:
Солёное тесто разных цветов (белое, оранжевое, жёлтое, коричневое, серое, зелёное) – для разных персонажей сказки; стеки, клеёнки, кисти, вода в формочках – для смачивания деталей; индивидуальные тарелочки с дополнительными деталями для лепки персонажей (семечки, гвоздика, пуговицы, тонкие палочки, бусинки) – каждому ребёнку свой набор для декорирования; влажные и сухие салфетки; иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; ширма настольная.
Ход:
Воспитатель с детьми стоят в центре группы, и воспитатель обращает внимание на выставку книг (сказки о животных).
- Ребята, посмотрите какие книги представлены на выставке?
- Да, это разные сказки.
- Про кого эти сказки? О ком они? (…о животных).
- И вот, сегодня к себе в гости, нас приглашает сказка. Какая? (воспитатель показывает знакомую книгу «Заюшкина избушка» и дети узнают её по обложке)
- Вы помните эту сказку? Мы её с вами читали много раз.
- А помните, кто были главными героями в сказке? (…заяц и лиса)
- Кто помогал зайчику выгнать лису из избушки? (собаки, волк, медведь, петух).
- Расскажите, какой была лиса в сказке? (хитрой, злой, обманщицей, лгуньей, ловкой, шустрой).
- А зайка? (добрый, доверчивый, умный, грустный, печальный).
– Хотите, ребята, попасть в сказку?
- Можно нам самим подготовить спектакль и показать. А как?
- Можно нарядиться в героев – надеть шапочки? (воспитатель показывает). Можно взять игрушки и показать настольный театр? А можно самим слепить сказочных героев?...
- А кто из вас какого сказочного героя хотел бы слепить, а потом сыграть? Давайте выберем (дети выбирают).
- Ну а я буду ведущей. Хорошо?(да).
- Лепить будете не просто фигурки животных, а персонажей настольного театра. Фигурки должны получиться особенными, чтобы ими можно было управлять – передвигать по столу, показать, как они разговаривают.
- Согласны? Тогда проходите к столу, выбирайте себе нужную тарелочку со всем необходимым для лепки персонажа.
(Дети подходят к общему столу и выбирают)
- Кто выбрал, проходите, садитесь за столы.
Рассматривание героев сказки (части).
- Кто все наши герои? (животные).
- Что есть у всех животных? (туловище, голова, хвост, уши, мордочка с глазками и носом).
- У всех животных они одинаковые? (нет).
- У кого самые длинные уши?А хвост?
- Каждое животное отличается друг от друга небольшими деталями (размером хвоста, ушей, вытянутыми мордочками).
Показ воспитателем способов лепки сказочных персонажей для театра с пояснениями:
Берём кусок теста и раскатываем колбаску, затем стекой делим на 3 части (голова, туловище, хвост и уши).
Из одного кусочка мы делаем туловище – катаем толстую, короткую колбаску.
Из другого делаем голову – скатываем шарик и вытягиваем мордочку и уши (кроме зайца – у него уши лепим отдельно).
Из третьего куска делаем хвост (лисе, волку, собакам, зайцу).
Затем смачиваем детали водой при помощи кисти и соединяем.
Когда фигурка будет готова, прикрепляем носик, глазки, а зайцу и медведю уши. Всё необходимое у вас лежит на тарелочках.
- Приступайте!
Процесс лепки детьми и индивидуальная помощь воспитателя детям (пока дети лепят, звучит спокойная музыка)
Когда все фигурки будут готовы, воспитатель предлагает всё лишнее сложить в тарелочки и протереть руки сначала влажными, а затем сухими салфетками.
- Молодцы, ребята, вы слепили замечательных персонажей, но им и нам нужно отдохнуть, и подготовиться к показу сказки. Несите своих героев, вот за эту ширму (на отдельном столе стоит ширма, где спрятаны уже готовые, высохшие точно такие же персонажи – сделанные другими детьми группы; сюда же воспитатель ставит и только что слепленные фигурки).
- Отдохнём, разомнёмся?
Динамическая пауза –
«Волшебные превращения»
(воспитатель звенит в колокольчик, и дети превращаются в разных животных и двигаются под музыку как звери)
- Колокольчик зазвени, детей в зайчиков преврати
(дети прыгают, грызут морковку).
- …, в медведей преврати
(идут вперевалочку, рычат).
- …, в лисичек преврати
(виляют хвостиком, взгляд хитрый, плавно двигаются).
- …, в волков преврати
(передвигаются урывками, взгляд сердитый).
- …, в петушков преврати
(бодро шагают, машут крыльями, кукарекают).
- Молодцы! Какие замечательные зверушки из вас получились.
– А теперь, предлагаю обыграть нашу сказку «Заюшкина избушка» с вашими вылепленными фигурками из солёного теста. Проходите за стол! (воспитатель с детьми проходят к столу и садятся вокруг него; расставляют декорации: ёлочки, домик лисы, зайца; разбирают своих персонажей).
- Ребята, мы будем с вами артистами, а зрителями будут все наши гости – взрослые. Согласны?
- Вам нужно помнить – роль какого героя вы исполняете, и следить за речью – говорить вы должны как животные в сказке, а не как дети.
Театрализованная деятельность –
Показ настольного театра детьми и воспитателем.
– Ребята, интересная получилась сказка?
- Кто из артистов вам понравился больше всего? Почему?
- Я вам предлагаю показать нашу сказку детям младших групп. Хотите? (аплодисменты взрослых).
Список использованной литературы:
Артёмова Ю.А. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 г.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987 г.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: Вако, 2007 г.
Кискальт И. «Солёное тесто» - АСТ – ПРЕСС Москва,2001г.
Михайлова И.,Силаева К. «Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки» – М.:Изд-во Эксмо, 2004
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2009г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ