Конспект урока на тему "С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика"
Урок 12.
Тема: С.А.Есенин (1895 – 1925). Лирика
«Всю душу выплещу в слова»
(С.А.Есенин)
Цели: 1. Знакомство (краткое) с биографией поэта.
2. Учиться анализировать лирическое произведение.
3. Развивать навыки выразительного чтения, речи, памяти учащихся.
4. Воспитывать доброе, позитивное отношение к окружающим людям, миру.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1). Чтение дневниковой записи Алексея от 10 октября.
Какая мысль Алексея показалась вам особенно горькой?
Согласны ли вы, что трагическое в жизни писателей происходит «от обострённого чувства жизни, справедливости, человеколюбия»?
Или, может быть, все эти ранние смерти, самоубийства, депрессии порождены простым стечением обстоятельств?
Как вы думаете, могут ли обычные люди, такие, как мы с вами чувствовать то же и так же, как писатели и поэты?
Почему писателей и поэтов влечёт к мемуарной литературе, к автобиографической прозе, стихам?
Что это: стремление найти поддержку в воспоминаниях молодости, отрочества, детства? Или попытка разобраться в самом себе?
Или желание уберечь читателей от собственных ошибок?
Или просто потребность рассказать о себе и своём времени?
Сегодня мы перейдём к поэтической исповеди Сергея Александровича Есенина, к его стихам.
2). Чтение вступительной статьи об авторе. Составление плана.
1. С.А.Есенин – известный русский поэт.
2. Стихи поэта о душе русского народа.
3. Родился в крестьянской семье.
4. Окончил с отличием Константиновские земское четрырехклассное училище.
5. Окончил учительскую школу, получил звание «учителя школы грамоты».
6. В 1912 г. переезжает в Москву.
7. Знакомиться с писателями и поэтами, пишет стихи.
8. с 1914 г. печатается регулярно.
9. Приезд в Петербург и встреча с поэтом А.Блоком.
10. Основные темы стихотворений: семья, дом, родная земля, осмысление прошлого и настоящего своей страны.
11. Характер поэзии: грусть и молодецкая удаль, озорство и чувство одиночества, отчаяния, вера в жизнь.
3) Чтение стихотворения «Мой путь».
О каких «ощущеньях детских лет» говорит Есенин?
Как вы понимаете строчки: «Всю душу выплещу в слова»?
4) Чтение наизусть стихотворения «Письмо матери»
Какое по настроению стихотворение? Какие слова из текста это подтверждают?
Докажи, что грусть, пронизывающая стихотворение, все-таки светлая.
Покажи, что это лирическое стихотворение.
Проследи, как проявляется автобиографическое начало в стихотворении.
Какие образы рождают у поэта воспоминания о родительском доме?
Что для поэта родительский дом?
Поэт назвал своё стихотворение «Письмо матери». Действительно ли это письмо?
Что делает этот стихотворный текст художественным?
Выдели наиболее яркие эпитеты.
Найди повторы в стихотворении.
Попробуй объяснить, чем они вызваны.
Проследи по тексту, как сочетается в нём высокая и разговорная лексика. Попробуй объяснить, почему это происходит.
5) Сравнение воспоминаний о детстве С.Есенина и М.Цветаевой
Чем отличаются по характеру, по настроению воспоминания о детстве С.Есенина и М.Цветаевой?
В сущности, оба поэта при всей их непохожести удивительно похожи: оба находились в разладе с эпохой. Оба стремились к свободе самовыражения. Желали оставаться самими собой, оба трагически воспринимали окружающий мир и не смогли справиться с собственными переживаниями или не захотели этого.
А детские воспоминания? Что они для Цветаевой и Есенина?
Попытка вернуться в тот мир, где всё было так светлои ясно, где были живы раодители – защита от всех жизненных бурь.
В связи с этим хочется прочитать потрясающие строки ещё одного стихотворения С.Есенина «Исповедь хулигана»:
«Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня».
ВЫВОД: детские воспоминания – это не только погружение в светлое, радостное, лёгкое своей беззаботностью и верой во всё только хорошее в жизни, но и первое осознание самого себя, своего характера, своего презназначения, своего дарования, своего «Я».
5). Д/З.
1.Прочитать статью о М.Горьком (с.68 – 69).
2. прочитать гл. 1 – 4 из повести М.Горького «Детство».
6) Рефлексия.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что особенно вас удивило/потрясло/понравилось?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ