Конспект урока на тему «Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Цели:
научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;
развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;
продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;
обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
воспитывать нравственные качества;
совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.
Оборудование: портрет Ш.Перро, выставка книг со сказкой Ш.Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки- самоделки.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а урок слушания, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Как ваше настроение в начале урока, улыбнитесь друг другу
-Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
(-Нужен!)
-Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
(-Нужен!)
- С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен?
(- Нужен!)
-Таким ребятам хвала и честь,
-Такие ребята в классе есть?
(- Есть!)
II. Актуализация знаний.
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро
Сегодня наш урок посвящен замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.
II. Биография Шарля Перро.
Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.
Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника.
Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, станем знатоками его сказок.
III. Творчество Шарля Перро.
Кто из вас знает, какие сказки написал Шарль Перро:
2. Золушка.
3. Кот в сапогах.
4. Красная шапочка.
6. Ослиная шкура.
7. Пряничный домик.
8. Синяя борода.
9. Спящая красавица.
Эти сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
IV. Путешествие по сказкам.
В мире много сказок (Ю. Энтин)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух…
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Игра “Узнай героя”
(Учитель показывает карточки героев сказки “Красная Шапочка” )
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить
Игра “Узнай героя”
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
III. Выход на тему.
IV. Определение темы и целей урока.
Бабушка девочку
Очень любила,
Шапочку красную
Ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Тёмным лесом шла девчушка
К доброй бабушке – старушке
Башмачки, жилетка, шапка,
А в руках цветов охапка
И корзинка с угощеньем
С пирогами и вареньем. (Красная шапочка)
-Ребята, как вы думаете, какова тема урока? – Сказка Ш.Перро
«Красная шапочка»
А какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке? –
1.Узнать о биографии и творчестве Шарля Перро,
2. научиться слушать сказки, развивать свою устную речь и обогащать словарный запас;
3.ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КНИГ,. воспитывать нравственные качества
4.оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач;
Работа по теме.- Приготовьтесь слушать.
(учебники у детей закрыты)
1.Чтение учителем произведения.(АУДИОСКАЗКА)
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
-Эта сказка народная или авторская?
Объясните (авторская, литературная, ее придумал писатель, сказочник) - Почему сказка называется “Красная Шапочка?” Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)
Физкультминутка
Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.
4.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно запомнились, непонятны для вас.
На доске запись:
деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк
Некоторые слова ВАМ непонятны, как вы объясните ИХ?
(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
Моделирование обложки книги.
- У вас на столах лежат листики. Мы на них сейчас будем делать модель обложки к прослушанному произведению. Посмотрите внимательно на доску. Все ли правильно изображено?(на доске модель с ошибкой)
- С чем не согласны? (- Мы прослушали не стихотворение, а сказку, поэтому должен быть на обложке не треугольник, а круг)
- О чем рассказывает обложка? (- Мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»)
Изготовление книжки- самоделки(Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).
5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?
- Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.
3. Характеристика поступков героев
-В любой сказке есть сказочные герои, давайте назовем:
-Какие из них положительные, а кто отрицательные?
_Выберете из данных слов, слова для характеристики Красной Шапочки
(1. Доверчивая. 2. Легкомысленная. 3. Умная. 4. Несмышленая. 5. Глупая.
6. Бесстрашная. 7. Беззаботная.)
-Давайте самостоятельно попробуем дать характеристику другим героям сказки.
6. Упражнение в чтении.
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?
- Предлагаю задания на выбор.
1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться передать характер Красной Шапочки и Волка.
2) Прочитать слова и предложения из сказки на странице 51.
3) Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги.Проверка чтения.
-РАБОТА В ТПО.Иллюстрирование сказки V. Работа с книжной выставкой.
Рубрика «Книжная полка» стр.52 учебника - Рассматривание обложек представленных книг. Стимулирование читательской деятельности учащихся.
- Рассмотрите книги. КНИГИ КАКОГО АВТОРА ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).
- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
Как бы жили мы без книг?
(С. В. Михалков)
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
VI. Итог урока.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
Кому понравился урок и что в нем было интересного?- Над каким произведением мы сегодня работали?- Кто автор этого произведения?- Чему учит нас эта сказка?- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.
КАКОЕ У ВАС НАСТОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА?ВЫПОЛНИЛИ ЛИ МЫ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ