Конспект урока на тему «Тихий Дон»



Тема: «Тихий Дон» - эпопея о всенародной трагедии.

Жанр. Широта эпического повествования, герои.



Цель: определить жанр произведения;

дать общую характеристику романа;

рассмотреть систему образов;

показать всенародную трагедию, описанную в романе.



Задачи: - формировать мнение учащихся о романе как о трагедии народа в

начале 20 века, о главном герое как об обычном человеке, чуждом

политике и желающем прожить нормальную человеческую жизнь

без войн и смертей, т.е. формировать мнение о романе как о

гуманистическом произведении;

- определить жанровые особенности романа;

- показать широту эпического повествования, систему образов.



Оборудование: переносная доска, экран, компьютер, проектор, иллюстрации

к роману, плетень, подсолнухи, фото из к/ф «Тихий Дон»,

коромысло, ведра, фото прототипа главного героя, казачьи

костюмы (мужские и женские), плетка, толковый словарь,

казачьи песни, цифровой фотоаппарат.



















Ход занятия:

Оформление доски:

Эпиграфы:

Величие Шолохова заключается в его

эпическом таланте, в его правдивости. У

него то же спокойное дыхание, что и у

Льва Толстого в «Войне и мире» …

Ханс Кирк,

датский писатель, 1947 г.



Шолохов – одна из ярчайших фигур,

крупный художник, подлинный гуманист.

Его «Тихий Дон» … уже сегодня

принадлежит мировой литературе.

Вилли Бредель,

немецкий писатель, 1955 г.

Осень 1925 г - начало работы над «Тихим Доном».

1940 г - вышла последняя, четвертая, книга.



1912 – 1922 гг – временные рамки романа. Это 10 лет.



Исторические события, которые отражены в произведении:

I Мировая война

февральская революция 1917 г.

Октябрьская революция

гражданская война.

В романе – жизнь и судьба огромного количества людей, которых коснулись эти события.



I. Вступительное слово учителя о теме, целях, задачах урока. Комментарий эпиграфов и фактов, записанных на доске.



II. Ведущий 1 (в это время на экране – слайды с фото донских степей, реки Дон):

Бескрайние степные просторы под ярким голубым небом, величественный «батюшка Дон»… Издавна эти великолепные места полюбились людям. Они основали здесь станицы и хутора, насадили весной покрывающиеся белой пеной сады, засеяли необъятные степи пшеницей. А называли этих людей казаками.

Кто же они такие? Откуда взялись?

III. Ведущий 2:

Во времена крепостного права бежали крестьяне на юг от ненавистной неволи и селились по берегам больших рек Кубани и Дона. Тогда это были окраинные земли, и правительство, порой, сквозь пальцы смотрело на этих «беглых», надеясь, что они станут и защитниками южных рубежей государства. Так оно и оказалось.

Вольные, свободные, ни от кого не зависящие люди – казаки – стали не только земледельцами, но и воинами-защитниками своей земли и своей вольной жизни. Нрав имели необузданный, горячий, непокорный.

Толковый словарь дает такое определение слову «казаки»:


(На экране – выдержка из «Толкового словаря

русского языка» С.И.Ожегова)


Казак - вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Кубани, на Тереке), активно участвующий в защите ее границ, свободолюбивый, непокорный.

(Запись определения в тетрадь)

IV. Ведущий 3:

В силу своего «беглого» положения со временем у казаков сложилась своя культура, свой быт, обычаи и традиции, которые несколько отличались от культуры и обычаев остального народа, населяющего Россию. Казаки живут замкнуто, в свою среду «чужаков» пускают очень неохотно, честь казака всегда высоко ценят; они очень мужественные, преданные и надежные воины.

Еще более прилежно работают они на земле: пашут, сеют и убирают хлеб, кормят свои многочисленные семьи; дают, порой, работу и «пришлым», когда нанимают их помогать управляться с хозяйством. А хозяевами казаки в большинстве своем были справными: имели наделы земли, лошадей, скот, сельхозинвентарь. Жили большими семьями, вместе работали на земле.



V. Учитель:

Жизни донского казачества посвятил свой знаменитый роман «Тихий Дон» Нобелевский лауреат 1965 года Михаил Александрович Шолохов.

(По ходу изложения фактов учащиеся записывают их в тетрадях)

Начат роман осенью 1925 года. Последняя, четвертая, книга вышла в 1940 году. Работа длилась почти 15 лет.

1912 – 1922 годы - 10 лет, которые охватывает роман. Они были очень бурными в историческом плане:

Первая Мировая война;

февральская революция 1917 года;

Октябрьская революция;

гражданская война.

Происходящее так глобально, что эти 10 лет стали целой эпохой в истории страны.

Писатель показал в романе жизнь и судьбу огромного количества людей, которых коснулись эти события.

А в толковом словаре мы можем прочитать определение такого жанра художественного произведения

(на экране – выдержка из толкового словаря):

Эпопея - это произведение о значительных исторических событиях, на фоне которых показана жизнь огромного количества людей; охватывающее большой промежуток времени.

Вопрос к классу:

- Значит, чем по жанру будет произведение М.А.Шолохова?



VI. Ведущий 4 (в казачьем костюме):

Герои «Тихого Дона» - казаки, они и труженики-земледельцы, и воины. Живут в затерянном в донских степях хуторе Татарском, на берегу Дона, вдали от больших городов.

(По ходу рассказа - на экране слайды с фото героев «Тихого Дона)

- Перед нами мятущаяся душа, «простой и бесхитростный» ум Григория Мелехова;

- пламенное сердце Аксиньи;

- страдающая, но любящая и верная Наталья;

- друг детства, а потом враг Мишка Кошевой;

- вспыльчивый, иногда смешной, но строгий и работящий Пантелей Прокофьевич – отец Григория;

- хлопотливая Ильинична - мать;

- хуторские казаки - однополчане Гришки.

У главного героя романа Григория Мелехова был прототип - казак Харлампий Ермаков. Был прототип и у Аксиньи.



V. Ведущий 5 (в казачьем костюме):

Медленно, неторопливо течет хуторская жизнь. Автор рассказывает о хозяйственных заботах Пантелея Прокофьевича, описывает неприхотливый быт его семьи, баз с хозяйственными постройками.

Мелеховы - дружная, работящая семья. Гришка Мелехов - еще молодой, неотслуживший казак, живет спокойно, ни о чем не задумываясь. Он и его сверстники участвуют в лихих скачках, ходят на игрища, работают до горького пота в поле, рыбалят. Вот их жизнь.

Пишет М.А.Шолохов и о жестоких, нелепых или унизительных старых обрядах и обычаях казаков. Но это не мешает автору видеть и красоту в их

жизни.

VI. Сценки. (у доски: плетень, за ним – подсолнухи. Все действия разворачиваются у плетня).

Первая.

Аксинья с коромыслом и ведрами, неторопливо идет. Ее нагоняет Гришка. Говорит громко, весело:

- Здорово, Аксинья!

- Ой! Чертяка бешеный! Чудок не померла со страху!

- Не пужайся, соседка!

Наклонившись к уху, он тихонько говорит:

- Приходи сегодня на игрища, погутарим.

- Ты со мной не заигрывай, а то мужу скажу словцо…

- Не пужай. Нарошно глядеть буду.

Аксинья (с улыбкой, взглянув на Гришку):

- Ну и гляди!

Она уходит, а Гришка смотрит ей вслед.


Вторая.

Девушки собрались в группку, очень жизнерадостные, смеются, грызут семечки. Одна говорит:

- Давайте песню заведем!

(Поют: Трава моя, трава, трава зеленая,

Трава моя, трава, трава зеленая…

Я ж по той по траве ходила-гуляла,

Я ж по той по траве ходила-гуляла,

Ходила-гуляла, да не нахожуся,

Ходила-гуляла, да не нахожуся,

А кого я люблю, да не налюблюся,

А кого я люблю, да не налюблюся.

Трава моя, трава, трава зеленая,

Я ж по той по траве ходила-гуляла…)

На последних словах одна из девушек оглядывается и восклицает:

- Вон ребята идуть. Плясать будем!

Слышна песня: По Дону гуляет,

По Дону гуляет,

По Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой.

А дева там плачет,

А дева там плачет,

А дева там плачет над быстрой рекой,

А дева там плачет над быстрой рекой.

Ребята подходят к девушкам, здороваются, смеются. Шумной гурьбой все уходят…



Третья.

К плетню подходит Гришка, останавливается, потягивается.

Из-за плетня, «из хаты», слышен строгий голос Пантелея Прокофьевича:

- Гришка! Опять до свету на игрищах был? Запрягай коня, пора пахать ехать!

- Я зараз, батя.



VII. Ведущий 1.

Центр художественного мира «Тихого Дона» - хутор Татарский, курень Мелеховых. Мирная жизнь была прекрасной: игрища, работа, любовь… Она заканчивается с началом Первой Мировой войны… А потом будут революции… А потом начнется гражданская…

Недаром эпиграфом к своему роману М.А.Шолохов взял горькие слова из старинной казачьей песни (на экране слайд со словами песни):

Не сохами-то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами.

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

материнскими слезами.

События начала века стали трагедией для народа:

так много крови было пролито;

так много жизней они унесли;

так много судеб искалечили…

Эта народная трагедия раскрывается через судьбу Григория Мелехова - казака, прошедшего Первую Мировую и гражданскую войны. Он стал жертвой тех глобальных событий.

Идеологи говорили, что тогда надо было быть «белым» или «красным». Третьего не дано. М.А.Шолохов пишет:

«Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебных стороны. С одной - хуторская беднота; с другой - местные богатеи, часть середняков и те, кто не любил новую власть».

А Мелехов как раз и пытается найти этот третий путь, руководствуясь в своих поступках кодексом чести казака. Он хочет остаться просто человеком: жить, работать, завести семью, растить детей, пахать землю и выращивать хлеб…



VIII. Ведущий 2.

Через страшные испытания прошел герой: он подвергался смертельной опасности и убивал сам, а потом мучился угрызениями совести; он метался от «белых» к «красным» и обратно, пытаясь понять, где его место; он потерял почти все - многих товарищей-односельчан, жену Наталью, свою возлюбленную Аксинью…

«…Похоронив ее, он поднимает глаза и видит в небе черное солнце…»

Возвращается Григорий к своему опустевшему дому, где уже есть другой хозяин - муж сестры Дуняшки Мишка Кошевой, когда-то в детстве - друг, а сейчас - враг.

«Григорий взял на руки сына… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».





IХ. Письменная работа по вопросам.

1. В каком году М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия?

2. Почему «Тихий Дон» называют романом-эпопеей?

3.Как показана в романе всенародная трагедия?



Х. Итог занятия (подводят учащиеся):

- Что вы сегодня узнали о романе «Тихий Дон» и его авторе?

ХI. Домашнее задание:

- конспект (в тетради)











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ