Конспект урока на тему «В.Сутеев «Палочка – выручалочка»
Конспект урока по литературному чтению
с использованием технологии продуктивного чтения.
учителя начальных классов
Мерзляковой Марии Александровны
Тема: В. Сутеев «Палочка – выручалочка»
Этапы урока
Ход урока (+УУД)
Примечание (УУД)
Работа с текстом
до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока
Работа с текстом во время чтения
(комбинированное чтение )
Вопросы по ходу чтения
2 Повторное чтение отдельных фрагментов.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста
Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная
Беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с иллюстрациями
4. Творческое задание
- Рассмотрите иллюстрацию.
- О ком будем читать произведение? (о ёжике и зайце)
- Что будем читать? (Какого жанра произведение?) (сказка)
- Почему так решили? (звери идут на двух лапах, ёжик в красных сапожках. идут разговаривают)
- В каком настроении герои? (весёлые, улыбаются)
- Прочитайте название сказки. (В. Сутеев «Палочка-выручалочка»)
- Почему автор так назвал свою сказку? (Будет выручать зайца и ёжика)
- Как вы думаете, о чём будем читать? Что узнаем? (Что-то произойдёт с зайцем и ёжиком, а палочка им поможет.)
- Чтобы всё понять и ответить на все наши вопросы давайте прочитаем текст.
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
- Почему вдвоём дорога короче? (за разговорами время бежит быстрее)
До дома далеко — идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
- Что значит наподдал? (сильно ударил, несколько раз)
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
-Зачем заяц решил подобрать палку? (Заяц был дальновидным: дорога дальняя, мало ли что может приключиться)
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья.
Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
-Как вы думаете, послушает ёжик совета зайца?
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
- Чему заяц так удивился?
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
- Что же будет дальше? Утонет заяц?
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.
- Ребята, а почему у зайца было такое отношение к палочке? (Он был рассержен, потому что споткнулся и чуть не упал)
- Рассмотрите рисунок.
- Что произойдёт дальше с нашими героями? (увидят птенчика)
- Почему заяц держится за голову? (не знает что делать. Как помочь птенчику)
-Какое выражение у ёжика? (он спокоен, улыбается)
- Почему? (знает, как помочь)
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.
- Как помогут ёжик и заяц птенчику?
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.
Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.
- Было страшно ёжику? (Да)
-Докажите словами из текста? (Ёжик виду не подаёт)
- Почему им страшно? (Темно. Может кто-то страшный встретиться)
И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом.
Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли.
- Что значит «Ноги к земле приросли»? (Не может сойти с места).
Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.
Только Ёжик не растерялся:
- Почему и сейчас ёжик не растерялся?
размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
- Почему ёжик решил подарить палочку – выручалочку (ответы детей)
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
-Как в начале сказки Заяц называл палочку-выручалочку? (палка)
- Как в конце сказки? (волшебная палочка-выручалочка)
- На самом ли деле палочка была волшебная? (нет, это смекалка и ум Ёжика выручали друзей из беды)
- Как помогла Ёжику палочка-выручалочка — через всё-скакалочка?
- Кому помогла палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка?
- Почему Ёжик однажды назвал палочку-выручалочку — наверх-поднималочкой?
- Когда Заяц понял, что палочка «волшебная»? (после встречи с волком)
-Как назвал Ёжик палочку после встречи с волком?
- Что важнее всего на свете? Что об этом говорит автор? (Умная голова да доброе сердце!)
- Что своей сказкой решил показать нам автор? Чему хотел научить? (Надо видеть удивительное в каждой, казалось бы даже не нужной, вещи. Уметь протягивать руку помощи другому.)
- Теперь вы можете сказать, кого выручила палочка? (В первую очередь Зайца, научила быть добрым, внимательным к окружающим предметам, отзывчивым.)
- Кто из героев понравился больше?
Рассказ о писателе. Беседа о личности.
(Проводится по ходу чтения)
Придумайте истории, которые могли бы ещё произойти с нашими героями, а помогла им бы им палочка-выручалочка.
Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге, создавать устные тексты
Познавательные: находить информацию в иллюстрациях, владеть разными видами смыслового чтения (вычитывать фактуальную, поддекстовую, концептуальную информацию)
Регулятивные: определять цель. Формулировать тему урока, выдвигать версии.
Личностные: объяснять и оценивать поступки героев.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ