Конспект урока письма и развития речи в 8 классе "Звуки и краски осени"
Конспект урока письма и развития речи в 8 классе
Звуки и краски осени.
Цели и задачи урока:
Обучающая :
- формирование умения строить речь в определённой композиционной форме;
- подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Волшебные краски осени».
Развивающая :
- обогащать лексический запас учащихся новыми словами;
- развивать связную речь, логическое мышление;
- формировать коммуникативные умения;
- совершенствовать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию индивидуальных творческих способностей
учащихся;
- способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- познакомить учащихся с репродукциями картин русских художников.
Речевое развитие:
- формирование умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение.
Оборудование урока:
- репродукции картин осени русских художников;
- стихотворения об осени русских поэтов;
- музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока.
Организационный момент.
В тетрадях записывается число, тема урока.
В ходе подготовки к сочинению мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов; с репродукциями картин русских художников, будем формировать умение строить речь в определённой композиционной форме.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.
Представим себе осень. При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень – когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, - когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое – где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.
-Прослушайте, насколько разнообразной, необычной видели осень русские поэты. (Под музыку Чайковского П.И. учащимися читаются стихи).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин.
*** *** ***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев.
Иван Бунин
Листопад.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Константин Бальмонт
Осень.
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
- В тех стихах, которые прочитали нам ребята, осень торжественно – печальна и величаво – красива.
- А сейчас давайте обратимся к репродукциям картин Левитана, Васнецова, Яблонской, Осенева.
- какое настроение у вас вызывает ранняя осень (золотая)? (Спокойное, радостное).
- А какое настроение вызывает у вас поздняя осень, когда начинаются дожди, слякоть? (уныние, одиночество, печаль).
Учитель: все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.
III. – А сейчас приступил к составлению плана сочинения. Сколько частей будет в сочинении? ( 3 части).
1 часть – вступление.
- О чём нужно написать во вступлении?
(о том, что наступила осень…)
- Какой вы видите осень? Подберите определения.
(золотая, дивная, славная, очаровательная, печальная, дождливая, хмурая).
2 часть- основная.
О чём мы должны написать в основной части сочинения?
(должны описать красоту осени, осеннюю природу).
А когда мы будем описывать осеннюю природу – будем фантазировать? ( Да. Фантазия поможет нам в раскрытии темы).
Озаглавьте основную часть сочинения.
(Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка.)
-Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.
Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?
(Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковёр на земле, укрыла её тёплым лоскутным одеялом).
Какие листья вы видели осенью?
( Красные, жёлтые, бурые, золотистые, жёлто – зелёные, пятнистые, пурпурные, пёстрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые).
А как называется такое явление в природе, когда падают листья?
( Такое явление называется листопадом.)
С чем можно сравнить листопад?
( листопад можно сравнить с золотым дождём).
- Листья падают. А какие ещё слова, называющие действия, мы будем использовать в своей работе?
(Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут, шумит на деревьях золотой дождь).
- А если прислушаться, что можно услышать осенью?
(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами).
- Гуляя в парке или в лесу, мы наблюдаем и за деревьями. На какие деревья мы обращаем внимание?
Рябина, словно девушка, вся в красных бусах и серьгах.
Осина - превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, малиновые, огненно – красные, лимонно – жёлтые.
Берёзки словно в золоте.
Клён роняет листья, будто оранжевые звёзды.
-Но неизменно зелёными остаются какие деревья?
(Сосна и ель, ничего в их жизни не изменилось. Они по – прежнему зелёные . Но деревья их не забывают, дарят им подарки, осыпая их красивыми листьями).
-Как можно назвать ту часть плана, в которой мы будем рассказывать о листьях, о деревьях?
* Деревья в осеннем наряде.
* Осенний ковёр.
* Осень – художница.
-Но мы говорим о разной осени. Когда наступает осень, природа грустит, ждёт прихода зимы. Когда нам становится грустно?
(Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается тёмными свинцовыми тучами, идёт дождь; когда меняется погода и нельзя погулять, поиграть в футбол).
- За осенними дождями выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди
на летние? Каковы осенние дожди?
( Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: идёт, не переставая, становится скучно)
- Да, в такое время под ногами слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный , нудный дождик, дует сильный ветер).
Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи.
Г. Ладонщиков.
-И хорошо , что осень в конце концов пройдёт, наступит зима.
Мы говорим о том, что осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто бывают дожди, и нам от этого становится грустно. Грустит и природа в ожидании нового художника. Даже после листопада деревья красивы, тихи, задумчивы, величавы.
-Как можно назвать эту часть плана?
(Природа ждёт нового художника).
-Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?
- За что вы любите это время года?
(* за красоту, необыкновенную прелесть;
* за то, что осень дарит нам много радости;
* за то, как хорошо в осеннем лесу;
* за то, что много грибов.)
-Значит, в заключении мы будем говорить о своих впечатлениях об осени.
(Это будет 3 часть плана).
- А я люблю осень, когда наступает «бабье лето», когда можно побродить по парку, по лесу, «пошуршать» листьями, подумать, помечтать.
Осень. Спокойное время года.
Листья уносит ветер вдаль.
Всё замирает в природе,
Лишь остаётся печаль.
IV. Итоги урока.
- Итак, подведём итоги урока.
Каждый по – своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, нужно добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.
Желаю удачи!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ