Конспект урока письма и развития речи, 6 класс "Изменение прилагательных по числам"
Конспект урока письма и развития речи, 6 класс
Автор: Опарина Екатерина Николаевна, учитель письма и чтения ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида», с. Усть-Кулом.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать представление о единственном и множественном числе имени прилагательного.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать единственное и множественное число прилагательных,
- учить выделять окончания прилагательных единственного и множественного числа прилагательных,
- учить изменять прилагательное по числам.
Воспитательная:
- воспитывать мотивацию к учению.
Коррекционные:
- корригировать внимание путем выполнения упражнений, направленных на развитие зрительного, произвольного внимания;
-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
- развивать навыки самооценки, самоконтроля.
Оборудование: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская; Рабочая тетрадь 3 по русскому языку «Имя прилагательное», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская; презентация «Изменение прилагательных по числам»; тематические карточки в конвертах; мешочек из плотной ткани; 8-10 игрушек типа «киндер-сюрприз»; компьютер, проектор.
Структура и ход урока
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
1.
Организа-ционный этап
- ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА! Я очень рада встрече с вами!
- Долгожданный дан звонок, начинается урок!
- Какой урок начинается? Что мы делаем на уроках письма?
- А что нам нужно, чтобы хорошо заниматься? А кроме школьных принадлежностей? Улыбнемся друг другу.
Садятся за парты, успокаиваются.
Настраиваются на урок, отвечая на вопросы учителя и проверяя готовность к уроку. Улыбаются.
2.Постанов-ка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельнос-ти уча-щихся.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересного имени прилагательного. Узнаем, что оно умеет изменяться по числам.
- Вы хотите узнать новое о прилагательном?
– А зачем нам нужны новые знания по русскому языку?
Слушают учителя.
Отвечают: да.
Отвечают: Чтобы правильно писать и говорить. Чтобы нас понимали другие люди.
3. Актуализа-ция знаний.
- Посмотрите, на ваших партах лежат конвертики. Достаньте из них карточки. Прочитайте слова и найдите лишнее, зачеркните его и ответьте, почему убрали. Докажите, поставив к словам вопросы. КАРТОЧКИ № 1.
- Игра «Волшебный мешочек»: Детям по очереди предлагается нащупать в мешочке 1 любую игрушку небольшого размера, назвать её, потом достать и показать, затем описать, подобрав 3-4 прилагательных.
- Как можно назвать те слова, с помощью которых вы описывали предметы?
- Сколько предметов у каждого в руке?
- А можно ли описать предметы, если их не один, а два или больше? С помощью какой части речи?
Выполняют задание учителя.
Отвечают: все слова – существительные, одно – прилагательное. Называют вопросы существительного и прилагательного.
Выполняют инструкцию учителя.
Отвечают: прилагательные.
Отвечают: один.
Ответы детей: да. С помощью прилагательных.
Пальчико-вая
гимнастика
-Перед тем, как открыть тетради, сделаем зарядку для пальчиков.
(массаж пальцев, упражнения «дождик барабанит», «аплодисменты»).
Выполняют комплекс упражнений
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Откроем тетради, запишем число и тему урока. (слайд № 1).
-А теперь - минутка чистописания: записать в тетради сочетания букв ЫЙ ИЙ ОЙ АЯ ЯЯ ОЕ ЕЕ ЫЕ ИЕ. (слайд № 2)
Контроль осанки.
- Красиво ли написали? Оцените свою работу смайликом на полях.
- Что это мы записали?
- Мы друг друга услышали. А правильно ли вы ответили, узнаем в конце урока.
- Посмотрите, на слайде появилось что-то интересное (слайд № 3):
СЕРЫЙ ВОЛК
НОВАЯ КНИГА
ВЫСОКОЕ ДЕРЕВО
- Прочитайте про себя словосочетания, найдите имена существительные. В каком числе они стоят? А теперь назовите имена прилагательные. А в каком числе стоят они? Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
- А теперь назовите эти предметы во множественном числе. (слайд № 3, щелчком мыши выводятся ответы по одному слову )
…………………….ВОЛКИ
…………………….КНИГИ
…………………….ДЕРЕВЬЯ
- Поставьте прилагательные во множественном числе (слайд №3 щелчком мыши выводятся ответы по одному слову)
СЕРЫЕ ВОЛКИ
НОВЫЕ КНИГИ
ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ
Оформляют тетради.
Переписывают каллиграфически правильно с доски сочетания букв.
Отвечают: красиво, без ошибок, аккуратно. Выставляют смайлики.
Высказывают предположения.
Смотрят на доску.
Читают про себя. Отвечают
Называют.
Отвечают на вопрос.
- Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
- Скажите, пожалуйста, в каком столбике прилагательные единственного числа? Прочитайте их по порядку. А множественного? Прочитайте их по порядку. (слайд № 3 по щелчку мыши появляются слова «ед.ч.», «мн.ч.» )Запишите в тетрадь.
- Посмотрите внимательно, подумайте и назовите окончания имен прилагательных в единственном числе. Выделите их у себя в тетрадях.
- Теперь назовите окончания прилагательных во множественном числе? Выделите в тетрадях. Проверьте свою работу. (слайд № 4)
- Сделаем вывод: какие окончания у прилагательных в единственном и множественном числе?
Чтобы запомнить, приклеим в наши тетради схемы (слайд № 5, КАРТОЧКА №2)
-Молодцы. Оцените свою работу в тетрадях с помощью смайликов.
Ставят вопрос.
Читают. Записывают в тетрадь информацию со слайда.
Называют: ЫЙ, АЯ, ОЕ
Называют: ЫЕ, ИЕ
Один из учащихся отвечает на вопрос.
Приклеивают карточки.
Рисуют смайлики на полях.
Динамичес-кая пауза
Встаньте возле своих парт. Поменяйтесь местами те, у кого –
тёмный свитер,
короткие волосы,
красивая улыбка,
хорошее настроение,
крепкое здоровье,
зеленые глаза,
хорошие знания по русскому языку
- Какие прилагательные я называла? Повторите те, что запомнили.
Встают возле парт, выполняют задание учителя.
Называют прилагательные по памяти.
5. Первичная проверка понимания.
- Выполним такое задание: от данных прилагательных единственного числа образуйте прилагательные множественного числа, запишите парами.
ВЕСЁЛЫЙ – МАЛЕНЬКИЙ – ЗИМНЯЯ –
МОЛОДАЯ – ЗОЛОТОЕ – ХОРОШЕЕ (Записано на доске)
-Поменяйтесь тетрадями, проведем взаимопроверку. Образец – на слайде (слайд № 6). Поставьте на полях смайлики.
-Выделите окончания прилагательных в обоих столбиках. Назовите.
-Проверяем (слайд № 7)
- В каком столбике прилагательные множественного числа? А единственного?
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Проверяют работы друг друга. Оценивают.
Выполняют задание. Один ученик называет окончания 1 столбика, другой – второго. Проверяют по слайду.
Отвечают на вопросы.
6.Первичное закрепление.
- Выполним упражнение из учебника: № 220 с.135. Учитель комментирует задание. Выполняем в тетради.
- Проверяем записи по слайду.(слайд № 8)
Выделяем окончания. Проверяем (слайд № 9).
- Оцениваем свою работу смайликами.
- Закончили работу с упражнением. Вспомните, что мы писали на минутке чистописания в начале урока. Ещё раз прочитайте. Что это за сочетание букв? На что похоже?
- Правильно, это окончания прилагательных. (слайд № 10)
Выполняют задание в тетради после инструкции учителя.
Проверяют со слайда.
Работают в тетради. Проверяют.
Рисуют смайлики на полях.
Отвечают: это окончания прилагательных в единственном и множественном числе.
Смотрят на слайд.
7. Информа-ция о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
- Чтобы все хорошо запомнить, дома выполните упражнение в рабочей тетради: упр.150 с. 57.
- Давайте вместе посмотрим, как будем его выполнять: читаем задание, если не понятно, говорим «своими» словами. Объясняем семантическое значение слов. Выполняем предложенное задание, комментируя действия.
- Если все ясно, запишите в дневники домашнее задание: Рабочая тетрадь, упр. 150 с.57. (Записано на доске).
Слушают комментарий учителя к выполнению домашнего задания, делают пометки.
Записывают задание в дневник.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Наш урок подошёл к концу. Вспомните, чем мы занимались и расскажите (продолжите предложения):
Сегодня я узнал(а), что…
Больше всего мне понравилось…
Мне осталось не очень понятным…
Моё настроение стало …
Я говорю спасибо…
(слайд № 11)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали. Давайте вместе оценим вашу работу на уроке: У кого больше всего смайликов в тетради? Чьи ответы были полными и правильными? Поставьте устно сами себе оценки за этот урок.
- Учитель комментирует и корректирует (при необходимости) выставленные оценки, выставляет в журнал и дневники.
- Всем спасибо за интересный урок.
- Долгожданный дан звонок. Жаль, что кончился урок.
До свидания. Убираем рабочее место.
Выполняют предложенное задание
Отвечают на вопросы. Оценивают работу на уроке.
Слушают, оглашаются или не соглашаются с оценкой. Доказывают – при необходимости свою правоту.
Убирают рабочее место.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ