Конспект урока чтения и развития речи для учащихся 7 класса Тема: Литературная гостиная «В мире Чехова»

Тема: Литературная гостиная «В мире Чехова».

Цель: увлечь творчеством А.П.Чехова, формировать нравственные качества;

Задачи:

- продолжать формировать умение сравнительного анализа прочитанного произведения;

- коррекция и развитие связной устной речи: умение высказывать свое мнение по отношению к прочитанному, сделать вывод, обобщать, через выполнение анализа прочитанного произведения; развитие критического мышления учащихся; развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения по ролям.

- воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова.

Оборудование:

Оформление: в центре - портрет Чехова, годы жизни, Ф.И.О., слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Два журнальных столика. Выставка книг А.П.Чехова и литературы о нём. На одном – портрет А.П.Чехова в молодости, томик Чехова с рассказами, перо, чернильница, листы бумаги, свеча.

Ход урока.

I. Орг.момент. Слайд 1

Мы рады видеть вас! Приветствуем, друзья!

Ребята собрались сегодня здесь не зря.

-А знаете ли вы, кто Чехов был такой? (учитель)

- Писателем он был. И с ним знаком любой. (ученик)

- А знаете ли вы, какой был человек? (учитель)

- Живет в сердцах людей уже второй он век. (ученик)

- А знаете ли вы, о чем же он писал? (учитель)

- А он писал о том, о чем он много знал: (ученик)

Писал он про людей, живущих в время то.

И так, как он писал, не пишет уж никто.

II. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. Слайд 2

Уучитель: Дорогие гости! Мы пригласили вас в этот кабинет. Сегодня это не просто кабинет. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Его произведения удивительно современны и сейчас, потому что главное в них – страстное желание нравственного совершенствования человека. Сегодня я приглашаю всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны.

III. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.П.Чехова. Узнали, где он родился, где учился, чем занимался. Так же познакомились с его семьей.

Сейчас я хочу вас пригласить совершить видеоэкскурсию в имение Мелихово.

1892 год – Чехов приобретает имение Мелихово, расположенное недалеко от Москвы. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. В Мелихове отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля.

- Видеоэкскурсия в дом – музей Чехова «Мелихово». Видео

Учитель. Скажите, какие нравственные качества можно отметить в Чехове как человеке?

Продолжаем урок.

2. Работа над темой урока. Слайд 2

Оборудование: стол, на столе книга с рассказами Чехова.

(Ученица присаживается за стол и читает стихотворение Е. Евстигнеева «Над книгой Чехова»). Москвитина Марина

Звучит музыка «Лунная соната».

- Тисненый том волнующих рассказов

Прочитан от начала до конца…

Метель свистит, поет и плачет сразу.

Метель доносит звуки бубенца.

Никто об этом больше не расскажет!

Закрой глаза – и вновь перед тобой

Знакомые по книгам персонажи

Возникнут зримо длинной чередой.

А там, где площадь выметена чисто,

При фонарях в вечерней тишине

Увидишь на прогулке беллетриста –

Знакомую бородку и пенсне.

Благодари, встречай его с поклоном,

Ведь многое он людям рассказал.



Учитель: О чем писал Чехов мы сегодня узнаем на примере рассказа: ««Толстый и тонкий».

  • Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Слайд 3

Учитель. Дома вы познакомились с рассказом А.П.Чехова.

- Как называется этот рассказ. («Толстый и тонкий»)

В этом рассказе встречается много сложных и непонятных слов, давайте проведем словарную работу и выясним их значение.

  1. Словарно-лексическая работа.


  Слайд 4
      
      
Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
      
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
      
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые и состоятельные люди того времени.
      Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
      Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
      Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
       Лютерáнство —вероисповеда́ние. Слайд 5

      Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
      Станислáва имею — орден Станислава.
      Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
      Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
      Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
      Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Работа по содержанию текста.

Учитель. С чего начинается рассказ Чехова «Толстый и тонкий»? (С неожиданной встречи двух друзей детства на вокзале)

Учитель. Опишите героев. (учащиеся зачитывают описание толстого и тонкого). Слайд 6

Учитель. Какие чувства они испытали при встрече? Какой оказалась встреча? (Радостная. Сюрприз.)

Учитель. Что успел рассказать о себе Тонкий в первые минуты встречи?

Учитель. «А теперь давайте послушаем разговор наших героев».

Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?...Две звезды имею» (читают Мамедов Э. – слова тонкого, Иванов Е. – слова толстого, Кирдянов К. – слова автора.)

Словарная работа. Слайд 7 ( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение  героев. Тайный советник - чин 3 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий  всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса)

Физминутка.

Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  попробуйте изобразить радость вашей встречи.

1 - произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

 2 - смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо».

Учитель. «Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Слайд 8

Учитель. Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия.

Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Я, ваше превосходительство….некоторым образом». (учащиеся читают слова)

Учитель. Чьё поведение кардинально изменилось?

Учитель. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? Зачитайте.

Учитель. Как простились друзья детства? Слайд 9

Учитель. Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Учитель. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»? Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения.

Учитель. Сделаем вывод: какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

 Учитель. Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)

Учитель. А сейчас эти проблемы существуют?

Вывод. Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

IV. Обобщение.

Учитель. Скажите, похожи ли эти 2 рассказа? Если да, то чем. (герои похожи, резко меняется их отношение к окружающим людям, друзьям, узнав о чине (должности)).

V. Итог урока.

Заключительное слово учителя. Слайд 10

-Давайте вернемся к автору рассказа. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой — никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Его рассказы учат быть добрыми, бескорыстными, правдивыми. И прежде всего, уважать себя самих. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.

В заключение хотелось бы обратиться к словам А.П.Чехова: Слайд 11

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Учитель: Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся).

Учитель: Человек должен быть красив не только лицом и одеждой, но и красив душой и мыслями.

Учитель: именно такими людьми я хотела бы, что б стали вы.

На этом урок закончен.

VI. Оценивание учащихся. Рефлексия.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ