Конспект урока чтения и развития речи для учащихся 7 класса Тема: Литературная гостиная «В мире Чехова»
Тема: Литературная гостиная «В мире Чехова».
Цель: увлечь творчеством А.П.Чехова, формировать нравственные качества;
Задачи:
- продолжать формировать умение сравнительного анализа прочитанного произведения;
- коррекция и развитие связной устной речи: умение высказывать свое мнение по отношению к прочитанному, сделать вывод, обобщать, через выполнение анализа прочитанного произведения; развитие критического мышления учащихся; развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения по ролям.
- воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова.
Оборудование:
Оформление: в центре - портрет Чехова, годы жизни, Ф.И.О., слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Два журнальных столика. Выставка книг А.П.Чехова и литературы о нём. На одном – портрет А.П.Чехова в молодости, томик Чехова с рассказами, перо, чернильница, листы бумаги, свеча.
Ход урока.
I. Орг.момент. Слайд 1
Мы рады видеть вас! Приветствуем, друзья!
Ребята собрались сегодня здесь не зря.
-А знаете ли вы, кто Чехов был такой? (учитель)
- Писателем он был. И с ним знаком любой. (ученик)
- А знаете ли вы, какой был человек? (учитель)
- Живет в сердцах людей уже второй он век. (ученик)
- А знаете ли вы, о чем же он писал? (учитель)
- А он писал о том, о чем он много знал: (ученик)
Писал он про людей, живущих в время то.
И так, как он писал, не пишет уж никто.
II. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. Слайд 2
Уучитель: Дорогие гости! Мы пригласили вас в этот кабинет. Сегодня это не просто кабинет. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Его произведения удивительно современны и сейчас, потому что главное в них – страстное желание нравственного совершенствования человека. Сегодня я приглашаю всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны.
III. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.П.Чехова. Узнали, где он родился, где учился, чем занимался. Так же познакомились с его семьей.
Сейчас я хочу вас пригласить совершить видеоэкскурсию в имение Мелихово.
1892 год – Чехов приобретает имение Мелихово, расположенное недалеко от Москвы. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. В Мелихове отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля.
- Видеоэкскурсия в дом – музей Чехова «Мелихово». Видео
Учитель. Скажите, какие нравственные качества можно отметить в Чехове как человеке?
Продолжаем урок.
2. Работа над темой урока. Слайд 2
Оборудование: стол, на столе книга с рассказами Чехова.
(Ученица присаживается за стол и читает стихотворение Е. Евстигнеева «Над книгой Чехова»). Москвитина Марина
Звучит музыка «Лунная соната».
- Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
Учитель: О чем писал Чехов мы сегодня узнаем на примере рассказа: ««Толстый и тонкий».
Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Слайд 3
Учитель. Дома вы познакомились с рассказом А.П.Чехова.
- Как называется этот рассказ. («Толстый и тонкий»)
В этом рассказе встречается много сложных и непонятных слов, давайте проведем словарную работу и выясним их значение.
Словарно-лексическая работа.
Слайд 4
Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые и состоятельные люди того времени.
Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
Лютерáнство —вероисповеда́ние. Слайд 5
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Работа по содержанию текста.
Учитель. С чего начинается рассказ Чехова «Толстый и тонкий»? (С неожиданной встречи двух друзей детства на вокзале)
Учитель. Опишите героев. (учащиеся зачитывают описание толстого и тонкого). Слайд 6
Учитель. Какие чувства они испытали при встрече? Какой оказалась встреча? (Радостная. Сюрприз.)
Учитель. Что успел рассказать о себе Тонкий в первые минуты встречи?
Учитель. «А теперь давайте послушаем разговор наших героев».
Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?...Две звезды имею» (читают Мамедов Э. – слова тонкого, Иванов Е. – слова толстого, Кирдянов К. – слова автора.)
Словарная работа. Слайд 7 ( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение героев. Тайный советник - чин 3 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса)
Физминутка.
Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой попробуйте изобразить радость вашей встречи.
1 - произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»
2 - смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо».
Учитель. «Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Слайд 8
Учитель. Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения.
Учитель. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия.
Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Я, ваше превосходительство….некоторым образом». (учащиеся читают слова)
Учитель. Чьё поведение кардинально изменилось?
Учитель. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? Зачитайте.
Учитель. Как простились друзья детства? Слайд 9
Учитель. Почему толстый ничего не возразил и ушел?
Учитель. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»? Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения.
Учитель. Сделаем вывод: какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
Учитель. Над какими же проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)
Учитель. А сейчас эти проблемы существуют?
Вывод. Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.
IV. Обобщение.
Учитель. Скажите, похожи ли эти 2 рассказа? Если да, то чем. (герои похожи, резко меняется их отношение к окружающим людям, друзьям, узнав о чине (должности)).
V. Итог урока.
Заключительное слово учителя. Слайд 10
-Давайте вернемся к автору рассказа. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой — никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Его рассказы учат быть добрыми, бескорыстными, правдивыми. И прежде всего, уважать себя самих. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.
В заключение хотелось бы обратиться к словам А.П.Чехова: Слайд 11
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Учитель: Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся).
Учитель: Человек должен быть красив не только лицом и одеждой, но и красив душой и мыслями.
Учитель: именно такими людьми я хотела бы, что б стали вы.
На этом урок закончен.
VI. Оценивание учащихся. Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ