Внеклассное мероприятие по чтению и грамматике «Хочу всё знать»
КВН по русскому языку «Хочу всё знать».
Цели: (слайд №2)
углубить знания учащихся о русском языке;
развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность, собранность, чувство ответственности.
Ведущий.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. Писатель А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня; меткий, как стрелы; певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (слайд № 3).
Ведущий: Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
В конкурсе принимают участие две команды: команда «Искорка», и команда «Поиск».
Конкурсная программа.
Приветствие команд (слайд № 4).
Первая команда – «Поиск». Девиз: «Все разведать, все узнать
Лёгких тропок не искать!»
Вторая команда – «Искорка». Девиз: «Гореть самим, зажечь других
Быть впереди и точка!»
Приветствие жюри (капитаны команд), (выносится поднос, на нем игла и стакан воды):
«Пусть глаз ваш будет остр, как эта игла,
А совесть чиста, как эта вода».
Конкурс "Ответь на пять!"
Конкурс состоит из 2 этапов (за каждый правильный ответ один балл).
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах (слайд №5).
«Искорка»
«Поиск»
Солнце
Юла
Касса
Деньки
Сердце
Яма
Грамм
Пеньки
Конкурс болельщиков.
(задание раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми)
Рукой подать – близко.
Через час по чайной ложке – медленно.
Морочить голову – обманывать.
Склонять по падежам – ругать.
2) Составь слово, переставив слоги. Назовите лишнее слово (слайд № 6,7)
«Искорка»
«Поиск»
Налпе (пенал)
Ртапа (парта)
Гакни (книга)
Ватра (трава)
Чкару (ручка)
Скикра (краски)
Нокзво (звонок)
Леньо (олень)
Конкурс "Образуй существительное" (слайд №8).
От данных прилагательных образуйте имена существительные.
Что такое имя прилагательное?
Что такое имя существительное?
«Искорка»
«Поиск»
Глупый –… (глупец)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)
Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)
Конкурс болельщиков (слайд № 9).
Засучив рукава – хорошо работать.
Опустив рукава – плохо работать.
Во весь дух – быстро.
Прикусить язык – замолчать.
Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.
Конкурс капитанов
Расставьте ударения в словах. (Слова записаны на магнитной доске).
«Искорка»
«Поиск»
Портфель
Километр
Алфавит
Говорит
Магазин
Ворота
Бандероль
Провод
Повторим
Кавычки
- Пока капитаны команд готовятся, члены команд отвечают на хитрые вопросы. (слайд № 10).
1) Как из маленького «хвостика» сделать большой? (Убрать –«ик» – хвост).
2) Как слово «рыба» превратить в человека? (Добавить «к» – рыбак).
Конкурс "Замени одним глаголом" (слайд № 11,12)
Что такое глагол?
Задание: заменить каждое устойчивое выражение глаголом, близким по смыслу.
«Искорка»
«Поиск»
Совать нос – (любопытничать)
Надуть губы – (обидеться)
Выходить из себя – (сердиться)
Зарубить на носу – (запомнить)
Заговаривать зубы – (отвлекать)
Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (обманывать)
Унести ноги – (убежать)
Ломать голову – (думать)
Клевать носом – (дремать)
Конкурс болельщиков.
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
(Свист.)
Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)
Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайте
И басню отгадайте.
(«Квартет».)
Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)
Близ Диканьки в хуторочке
Паренёк Вакула жил.
Кем, скажи мне, братец, срочно
По профессии он был?
(Кузнец.)
Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?
(Блоху.)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(Гадкий утёнок.)
Чтоб друга верного спасти,
Ей полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)
Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конёк-горбунок.)
Конкурс команд «Слово – змейка».
Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: адрес, салют, тетрадь.
Слова: школа, язык.
Конкурс «Колодец, дай воды напиться» (слайд №13).
- Колодец позволит воды напиться тому, кто правильно выполнит задание «Четвертый лишний».
Для команды «Искорка»: водитель, подводный, водянистый.
Для команды «Поиск»: водить, наводнение, водитель.
Подобрать к описанию жизненной ситуации пословицу (слайд № 14).
(Команды отвечают поочередно.)
* Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись, товарищ?
(Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.)
* Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание и, наконец, получила «2».
«Это случайно!» – оправдывалась она.
А что сказали ребята? (Что посеешь, то и пожнешь.)
* Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали Сашу. «Вот еще! Буду я возиться!» − возмутился он.
Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
* Долго не заходили в больницу к Алеше новые приятели. Зато старый друг пришел в первый день.
Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух.)
Конкурс команд
Все участники записывают слово ИГРОТЕКА.
Задача: из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов. Побеждает тот, у кого больше других слов.
Конкурс болельщиков (слайд № 15, 16).
Викторина «В гостях у сказки».
1. Назовите автора сказки «Огниво».
2. Какие сказки являются русскими народными: «Колобок», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Снежная королева»?
3. Кто автор сказки «Кот в сапогах»?
4. В кого превращался князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина: в паука, комара, осу, лягушку, шмеля, муху?
5. Где жил Карлсон?
6. Какие сказки написал А. С. Пушкин: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени» (Е. Шварц), «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак), «Дядя Стёпа» (С. Михалков)?
Ведущий. Какая сказка лишняя? Почему?
Конкурс «Вспомним и запишем» (слайд № 17,18).
- Ребята, вспомните по последним словам каждой строки стихотворение и назовите его автора. (Задание дается поочередно каждой команде).
………………………………………зимнюю пору
………………………………………сильный мороз (отрывок из поэмы «Крестьянские дети». Н. А. Некрасов).
………………………………………согласья нет,
………………………………………не пойдёт,
………………………………………только мука (басня И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак»).
………………………………………сибирских руд
………………………………………терпенье,
………………………………………скорбный труд
………………………………………и дум высокое стремленье («Во глубине сибирских руд». А. С. Пушкин).
………………………………….одинокий
…………………………...моря голубом,-
………………………...в стране далекой?
…………………………...в краю родном? (М. Ю. Лермонтов «Парус»).
……………………………береза
…………………………….окном
……………………………снегом,
…………………………серебром (стихотворение С. А. Есенина «Береза»).
Конкурс «Домашнее задание».
Конкурс чтецов: по одному участнику от каждой команды.
Загораем!
Гусарова Татьяна
На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез червячок,
А за ним и паучок.
Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.
На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.
Весна.
Ирина Токмакова
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Ведущая. А теперь вашему вниманию участники команд представят стихотворение Ольги Высоцкой «Серьёзный разговор».
« Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму.
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Подведение итогов. Награждение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ