Конспект урока по литературе в 5 классе Тема урока: По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
Тема урока: По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
Цели урока:
Познакомить учащихся с содержанием произведения «Снега, поднимитесь метелью».
Формировать умение анализировать художественное произведение.
Задачи урока:
коррекционно – образовательные:
-отрабатывать навыки чтения (правильность, осознанность);
- учить работать с текстом учебника;
коррекционно - развивающие:
- способствовать развитию связной речи через связные высказывания, пересказ; - обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, произвольное внимание, логическое мышление.
коррекционно – воспитательные: формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, действиям героев, учить обмениваться мнениями по теме текста
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, учебник чтения, автор – составитель З.Ф. Малышева , индивидуальные карточки , портрет автора, выставка книг автора:
В урок включены следующие виды чтения:
выборочное чтение;
чтение по цепочке;
пересказ прочитанного.
Ход урока
I.Оргмомент
(настрой, готовность к уроку)
-Желаю вам быть на уроке активными и внимательными.
II.Артикуляционная гимнастика (Карточки у всех учащихся)
Каждую пару произносить на одном дыхании, слитно с соответствующей артикуляцией.
АУА-АУА-АЗБУКА
АИА-АИА-АРКТИКА
ЭИА-ЭИА-ЭВРИКА
ОАО-ОАО- ОБЛАКО
ОЕА-ОЕА-ОПЕРА
УОА-УОА-УДОЧКА
ЮОА-ЮОА-ЮНОША
III. Дополнительное чтение
Задание на развитие беглости чтения, внимания при чтении (Карточки у всех учащихся)
Прочитать за определенное время рассказ В.Осеевой «ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ»
найти и подчеркнуть слова – тетрадку, человек, чашку, посуду
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
- Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
- Ну, какие ваши достижения?
- Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.
- Гм... - сказал отец.
- Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
- Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
Проверка качества чтения
Беседа:
-О ком рассказ? (О семье)
- Какая была семья?
- Какова главная мысль?
Какой рассказ о маленькой семье читали на прошлом уроке?
IV. Проверка домашнего задания
1. Назовите героев произведения А. Куприна «Белый пудель».
2. Работа в парах (сильный - слабый).
Восстановите последовательность произведения (Слайд 1)
1. Предложение дамы дедушке Лодыжкину.
2. Трилли и люди из дома.
3. Выступление артистов.
4. Бродячая труппа.
В) Краткий пересказ по плану.
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
3. Вывод:
V. Физпауза
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
VI. Сообщение темы, цели
1. Послушайте и скажите, о каком историческом событии нашей страны говорится в стихотворных строчках
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное
- Правильно, строчки говорят о Великой Отечественной войне. В каком году началась Великая Отечественная война? В каком году закончилась война? 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим. Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту
молчания, страна будет молчать…32 года! 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли! 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600
тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20
миллионов!
- К теме Великой Отечественной войны обращались многие поэты и писатели.
Сегодня на уроке познакомимся с произведением Л. Жарикова «Снега, поднимитесь метелью!». (Слайд 2)
2. Сообщение об авторе (ученик, 2 группы)
Леонид Жариков - русский писатель и публицист, автор нескольких произведений для детей и юношества. Он написал «Повесть о суровом друге», «Червонные сабли», «Пашка Огонь», «Судьба Илюши Барабанова» и ряда других; отец известного киноактера Евгения Жарикова. (Слайд 3,4,5)
VII. Изучение нового материала
1. Чтение хором «трудных» слов
Ду-бо –се-ко-во
За-по-ро-шен-ные
Кро-во-про-лит-ная
Про-ти-во-тан-ко-вые
Бро-не-бой-ны-ми
Ав-то-мат-чи-ки
Ис-те-кав-ший
2. Словарная работа
(Слова вывешиваются на доске)
Эшалон танков – боевое построение танков
Кисет – небольшой мешочек для табака, затягиваемый шнурком
3. Перед чтением обратить внимание на вопросы: (Слайд 6)
Где проходил бой?
Что защищали бойцы в этом бою?
Почему этот бой можно назвать смертельным?
Как вели себя защитники Москвы?
Чем закончился бой?
4. Чтение рассказа по цепочке (учителем и хорошо читающими учащимися)
5. Работа над первичным пониманием текста
Где проходил бой, о котором говорится в рассказе?
Сколько человек защищали подступы к Москве?
Что защищали бойцы в этом бою?
6. Гимнастика для глаз («Горизонтальная восьмерка»)
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера).
7. Выборочное чтение
Как вели себя защитники Москвы?
Какие слова Клочкова стали главными для бойцов?
Чем закончился бой?
8. Беседа по теме (Слайд 7,8,9)
Какое место в рассказе вам запомнилось? Почему?
Скоро Великий праздник День Победы. 69- ю весну наш народ празднует 9 мая. (Слайд 10)
VIII. Вывод: Чему учит рассказ?
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
X. Сообщение домашнего задания. Выучить отрывок наизусть (стр 220-221)
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ