Конспект урока по Информатике "Моделирование" 9 класс

Конспект урока информатики


Школа: МБОУ «СОШ№2»

Класс: 9 г

Урок: информатика

Тема: «Моделирование»

Время проведения: 08. 50 – 09. 30 ч.

Цели урока:

  • Обучающие: сформировать понятие модели, изучить основные виды моделей, ее назначение и свойства;

  • Воспитательные:воспитание внимания при работе  с компьютером, точности, развитие памяти;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • Развивающие:развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы при повторении и закреплении;

развитие умения пользоваться компьютерной техникой.


Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, презентация по теме урока;


Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока (порядок связей между элементами урока):

  1. Актуализация прежних знаний (контроль преподавания за состоянием знаний ученика, который осуществляется в форме фронтального опроса);

  2. Формирование новых понятий и способов действий (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий: анализ  ситуаций, работа с книгой);

  3. Формирование практических умений и навыков при работе на ПК.

Оформление (запись на доске):

                 Моделирование














Ход урока

  1. Организационный момент

У:Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Надежда Владимировна, сегодня урок информатики у вас проведу я.

II. Актуализация знаний

У: Изучение новой темы мы начнём с её определения. Для этого определим тему нашего урока по первым буквам отгаданных вами понятий из информатики.(слайд 1)

Монитор – это аппарат, предназначенный для вывода текстовой или графической информации;

Операционная система – комплекс управляющих и обрабатывающих программ, главная часть системного ПО (н-р:Windows);

Драйвер – специальная системная программа, для установки программного обеспечения к какому-либо устройству;

E-mail – обмен письмами в компьютерных сетях (по др. электронная почта);

Логическая схема – это

Интернет – мировая система компьютерных сетей, ч /з которые можно установить связь с самыми далекими уголками планеты;

Расширение – это

Окно

Видеопамять - память, предназначенная для хранения видеоинформации;

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Накопители

Информатика – наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации;

Ель – упрощенное подобие реальногооъекта.


  • монитор;

  • операционная система;

  • драйвер;

  • e-mail;

  • логическая схема;

  • Интернет;

  • расширение;

  • окно;

  • видеопамять;

  • алгоритм;

  • накопители;

  • информатика;

  • ель (пример модели).

Целеполагание

Прочитайте из выделенных букв тему сегодняшнего урока (моделирование).

(На доску карточку с названием темы).

Какие знания вы хотели бы получить сегодня на уроке? Поставьте себе задачи.

Сегодня на уроке  мы познакомимся с понятием "моделирование", "модель", познакомимся с видами моделей, покажем на примерах использование моделей и их значение в различных науках, а также поупражняемся и закрепим ваши знания, которые вы получите сегодня на уроке.


У:Как вы думаете, что такое модель?

(ответы обучающихся)

III. Объяснение новой темы.

Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др. (слайд 2-3)

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме (слайд 4).

В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе.

Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так далее.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира проверяется с помощью опытов и экспериментов (слайд 5).

Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр. (слайд 6).
[В тетрадях делаем запись конспекта] (слайд 7).

Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.(слайд 8)

Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства (слайд 9). В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем — моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее.

Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее (слайд 10).

Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса (слайд 11).

География, военное дело, судоходство и пр. невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько моделей (слайд 12).
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки (слайд 13
).

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью (слайд 14).

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.

Вопросы для размышления

  • Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример.

  • Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.

Тренировочные упражнения (слайд)

Д/з. учить конспект урока

Итог урока.

Что интересного вы узнали на уроке?

Вспомните задачи, которые вы поставили в начале урока, решили ли мы их?

Теперь вы можете привести примеры моделей из различных наук, дать мотивированное пояснение о том, какие существенные признаки необходимо отображать в той или иной модели (слайд 17).

Спасибо за урок! До свидания!












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ