Конспект урока по Литературе "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»" 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(урок литературы для учащихся 5 класса)
Разработала: Калашникова И.И.
учитель русского языка и литературы
г.Воронеж
2012
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель урока: знакомство с жизнью и творческим наследием А.С. Пушкина на примере
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Задачи урока:
формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать учебное сотрудничество, определять способы взаимодействия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности партнера;
формировать умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;
формировать умение планировать пути достижения целей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Оборудование:
Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И.Коровин. Москва «Просвещение» 2012г.;
раздаточный материал;
компьютерная презентация;
проектор;
интерактивная доска;
веб-камера;
видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
фонохрестоматия, прилагающаяся к учебнику Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И.Коровин. Москва «Просвещение» 2012г. (фрагмент: обращение Елисея в Ветру)
рисунки учащихся к сказочным произведениям А. С. Пушкина;
запись романса А. П. Бородина «Спящая княжна»;
портрет А. С. Пушкина;
портрет А.П. Бородина.
… был первым русским писателем,
который обратил внимание на народное
творчество и ввел его в литературу… Он
украсил народную песню и сказку
блеском своего таланта...
М. Горький
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Приветствие. Постановка проблемы. Слайд №1.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Рада вас видеть, и надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на нашем необычном уроке Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький.
Ученики: А. С. Пушкин (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина)
Учитель: Как вы думаете, ребята, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (на доске открывается часть темы урока: А. С. Пушкин)
Ученики: Об А. С. Пушкине (на доске открывается часть темы урока: А. С. Пушкин)
Актуализация знаний и мотивация. Подготовка к восприятию темы.
Учитель: (зачитывает отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «Имя»)
Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратимся за помощью к творческой группе ребят.
Ученик №1
Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).
Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович.
Ученик №2
Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Слайд №2
Ученик №3
Мы решили, что лучше всего об Арине Родионовне расскажет стихотворение Н. Доризо, которое так и называется «Арина Родионовна»
Ученики читают стихотворение Н. Доризо «Арина Родионовна»
Учитель:
Итак, мы узнали, что впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные. )
Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Группа состоит из четырех человек. У каждой свое задание. Обратите внимание на лист №2. На нем изображена иллюстрация из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке. Потом один из группы представит результаты работы. На выполнение задания даю 3 минуты. Это задание для пяти групп. Шестая группа получает другое задание: изучив статью учебника (стр. 81-82), восстановить текст. Седьмая группа выступает в качестве жюри. Ваша задача-изучить оценочный лист и работу групп.
Ведется работа в группах.
Презентация и оценивание работ.
Учитель. Молодцы! Все хорошо знакомы со сказками А. С. Пушкина.
Определение темы урока. Целеполагание.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина. Какую из перечисленных сказок вы еще не изучали?
Ученики: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Сегодня урок будет посвящен изучению этой сказки. Запишите тему урока: А.С. Пушкин: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Запишите тему урока на листе №1 (на доске открывается полностью тема урока).
Учитель: Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?
Ученики: отвечают на вопрос (внимательному, вдумчивому, выразительному чтению текста, его анализу, умению отличать добро от зла…)
Учитель. А какие литературные сказки напоминает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Ученики: отвечают на вопрос (сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Царевна – шиповник», сказку Ш. Перро «Спящая в лесу красавица»)
Учитель Чем же отличаются сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского от сказок братьев Гримм и Ш. Перро?
Ученик: Пушкин и Жуковский обращаются к стихотворной форме сказки. Это же их отличает от народной сказки.
Учитель Ребята, скажите, пожалуйста, к какому типу сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (
Ученик: волшебная сказка
Учитель Назовите признаки волшебной сказки
Ученик: Чудеса, волшебные предметы, волшебные герои, победа добра над злом…
Изучение нового. Работа с текстом сказки.
Пролог.
Итак, окунёмся в волшебной мир сказки. Посмотрим фрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Эвристическая беседа.
О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Проводы царя, томительное ожидание царицы, рождение дочери, возвращение царя-отца, смерть царицы)
Ребята, мы знаем, что интонация и ритм создают определённое настроение.
Какой ритм чтения уместен в этом отрывке? (Размеренный, напевный, плавный, тихий).
Какое настроение, какие чувства он передаёт? (грусть, тоску, сожаление, а также теплоту, душевность, свойственную царице)
Расскажите, какими вам представляются царь и царица? Как они относятся друг к другу? (любящими друг друга, верными);
Какой, на ваш взгляд, теме посвящена начальная картина сказки? (Теме любви и верности посвящена начальная картина сказки).
А для Пушкина – это главная ценность – человеческая верность и любовь.
Учитель: Как развиваются дальнейшие события? (Царь женится на другой).
Царица-мачеха
Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.
…молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Учитель:
Охарактеризуйте интонацию, какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице)
Что мы узнаём о внешности героини? (Красивая).
На что Пушкин хотел обратить наше внимание, употребив союз «но»? (Описывая красоту царицы, Пушкин тут же противопоставляет внешности внутренние качества.)
У вас на партах лежит лист №1- таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока, сравнивая двух героинь: царицу и царевну. Слайд №3.
Учитель:
Какое определение, относящееся к портретному описанию царицы, мы запишем в первой колонке нашей таблицы? (красивая)
Каким словом можно передать характер героини? (своенравная)... Записывают в таблицу.
Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая красота? (нет).
Какой волшебный предмет был дан царице в приданое? («Ей в приданое дано
Было зеркальце одно...»
Посмотрим инсценировку отрывка из сказки, подготовленную вашими одноклассниками.
Учащиеся показывают инсценировку отрывка:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С. ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
Учитель.
Как в этой сцене раскрывается характер героини? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте. Именно это её радует сверх меры, кроме пригожести её ничего не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая.)
Что символизирует в данном случае зеркало? (Зеркало символизирует тщеславие, самомнение, самолюбование, гордыню, спесь)
Что оно отражает? (Внешнюю красоту и внутреннее уродство)
Первый замысел царицы.
Между тем, что мы узнаём о молодой царевне? Какими словами описывает автор новую героиню?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась -- и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисеи.
Учитель.
Красива ли она? (Да)
Есть ли прямая оценка этой красоте? (Нет)
Как Пушкин даёт нам понять о её внешней красоте? («расцвела»)
В каком сочетании чаще всего встречается глагол «расцвела»? (В природе: цветок, черёмуха, сирень, яблоня, вишня…)
Запишем в графу таблицы: портретное описание царевны. (Красива)
Учитель. Говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Как вы думаете, какое слово, характеризующее царевну, мы должны записать в таблицу? (Кроткая) Записываем в таблицу.
Учитель.
И вдруг происходят неожиданные события. Какие? (Царица узнает от зеркала, что царевна красивее её)
Как ведет себя царица, узнав правду? (Разозлилась, разбила зеркальце, решила погубить царевну)
Почему же зеркальце разбито? (Оно вдруг сказало правду! Единственное, что беспокоит мачеху, - красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось -она вторая.)
Что же замышляет царица? (избавиться от царевны, отдать на съедение волкам)
Как характеризует этот поступок мачеху? (жестокая, злая, завистливая, эгоистичная, грубая…) Запишем в таблицу слово «злая».
Кому приказывает царица осуществить свой замысел? (Чернавке.)
Кто такая Чернавка. (служанка для черной работы)
Толкование слова «чернавка», значения слова «чёрный» - цвет сажи, угля;
- физически тяжёлый, грязный труд;
- перен. горестный, безрадостный, тяжёлый
- перен. преступный, злостный, коварный)
В лесу.
Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:
… Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Какое решение принимает Чернавка? Отпускает царевну)
Почему? (Та, в душе ее любила)
Мачеха успокоилась, считая молодую соперницу мёртвой
Во дворе переполох, всё царство взволновалось:
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Кто отправляется на поиски юной царевны? (Королевич Елисей)
У богатырей.
Тем временем …невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Кто встречает её у ворот? (Пёс Соколко);
Как он себя ведёт при виде царевны? (Рад её появлению, ласкается, понимает, что это добрая гостья- животных не обманешь, у них особое чутьё.) Запишем в таблицу слово «добрая», относящееся к характеристике царевны.
Как царевна поняла, что в тереме живут добрые люди? (по обстановке дома, наличию икон...)
Пушкин далее показывает, как старательна героиня: Подтвердите словами из текста:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых братьев.
Какое слово, характеризующее царевну, мы запишем в таблицу? (трудолюбивая)
Обладает ли этим качеством царица-мачеха? (Нет)
Какое слово её характеризует? (Ленивая)Запишем в таблицу это определение.
На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать);
Какие слова подтверждают её воспитанность, порядочность, деликатность?
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
.......................................................
От зелёного вина отрекалася она…
……………………………………
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
За что полюбили богатыри царевну? (За добродетель, трудолюбие, за тихий, беззлобный характер)
Богатыри сватаются по народному обычаю. Царевна удивлена и испугана просьбой семерых богатырей. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может. Почему? (Она помолвлена с королевичем Елисеем)
Как данный поступок её характеризует? (Верная в любви)
Кого из героинь сказки она нам напоминает? (Мать)
Богатыри оценили поступок царевны и не обиделись на отказ.
Разговор с Чернавкой.
Куда переносит нас дальнейшее действие сказки? (Далее действие сказки переносит нас во дворец, где злая царица уже знает, что красавица – соперница жива.)
И вновь она принимает страшное решение. Какое?
…Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Какое значение имеет слово «положила» в современном русском языке? (приказала)
Почему мы не употребляем его в своей речи? (устарело)
Что же на этот раз придумала коварная красавица? (отравить яблоком)
Передача яблочка.
Самая трагичная сцена сказки - это получение яблока царевной и её смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой – богомолкой, на этот раз не может помочь юной деве, так как её жизнь тоже висит на волоске. Она передаёт отравленное яблоко царевне.
Прослушаем отрывок из фонохрестоматии.
Как ведёт себя Соколко в этот момент? (защищает девушку)
Пёс предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает.
Почему царевна не догадывается по беспокойному поведению собаки о недобрых намерениях черницы? (потому что царевна добрая, доверчивая, сама никому никогда не сделала бы зла)
Яблочко.
Какие выразительные средства использует автор при описании яблочка? (эпитеты, сравнение)
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Как же не съесть такого чудесного яблочка? Зло свершилось и восторжествовало. Царевна мертва.
Ребята, как вы думаете, что символизирует яблоко? (опасность)
Яблоко символизирует вечность, жизнь. Царица наполняет яблоко ядом, отравляет жизнь и губит её.
А разве в народной сказке зло побеждает добро? (Нет)
Тогда и нам не стоит отчаиваться. Пушкин следует народным традициям. Значит, сказка не окончена, впереди счастливый конец.
Горе охватило семерых богатырей, С какими словами они склонились над ней?
Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса…
Прослушаем отрывок из романса Александра Бородина «Спящая княжна»:
Какие чувства охватывают вас при прослушивании романса? (скорбь, тоска, печаль)
Какие создаются ощущения? (Вдохните застылости, неподвижности, покачивания, свойственного колыбельной песне)
Поиски царевны королевичем Елисеем.
Тем временем королевич Елисей отчаянно разыскивает свою невесту.
Физкультминутка:
Встаньте. Представьте, что вы в чистом поле.
Поднимите руки и потянитесь к солнышку.
Поймайте ветер, пошевелите пальчиками, почувствуйте дуновение ветерка…
Вдохните полной грудью аромат свежего воздуха
Опустите медленно руки и выдохните.
Сядьте, расслабьтесь…
Закройте глазки.
Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне в поисках невесты.
В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.
Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисей- ученик).
Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?
Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя надежда - это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.
Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?
(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к Месяцу; к Месяцу - «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся, взывая», очень огорчён, разочарован.)
В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие, мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется православным.
Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в достижении цели)
Что движет им? (Любовь)
Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива.
Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)
Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).
Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,
И царица умерла»).
Что и подтверждают слова Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт! Слайд №4
Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5
Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу – мачеху и царевну. Мы видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику, через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.
Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и положительные царевны, делают выводы)
Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:
Зло изворотливо, коварно, скрытно,
Добро же простодушно и открыто.
Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)
Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)
Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая, добродетельная, верующая, любящая)
А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро, «Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)
Получается, что идеальная героиня А. С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, то есть в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена. Слайд № 6
А. С. Пушкин в письме к своей жене Н. Н. Гончаровой в 1833 году писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица.»
Заключение.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, как на примере женских образов, на основе их противопоставления, автор поднимает вечную проблему: противостояние добра и зла в мире и в душах людей, а также воспевает настоящую женскую красоту, которая заключается во внутренней душевной красоте.
Итоги урока. Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «На кого из героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» вы хотели бы быть похожи?» Обоснуйте свой ответ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ