Конспект урока по Литературе "Человек и природа в рассказах М.М.Пришвина и В.П. Астафьева" 6 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗАХ М.М.ПРИШВИНА И В.П.АСТАФЬЕВА
6 класс
Разработан учителем
русского языка и литературы
МБОУ-СОШ№3
КАТРЕЦКОЙ Н.В.
Тема: Человек и природа в рассказах М.М.Пришвина и В.П. Астафьева.
Цель: проследить и сравнить взаимоотношения человека и природы в рассказах Пришвина и Астафьева.
На доске эпиграф к уроку:
…И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро.
В.Астафьев
ХОД УРОКА:
Слово учителя.
- Ребята, давайте вспомним, как показывает взаимосвязь человека и природы в своих произведениях М.М.Пришвин.
- В чем особенность произведений Пришвина? Как он изображает природу? Какие художественные приемы использует автор?
(Выводы учащихся)
Выступление художника-оформителя. Выставка работ учащихся.
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете рассказы, миниатюры Пришвина?
– А теперь, ребята, давайте попытаемся представить этот мир, ощутить себя его частью. Послушайте звуки леса.
Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц.
Слово учителя.
Читая рассказы Пришвина, представляешь себе и зимний лес, и цветущий луг, и видишь осинок, которые вышли погреться на полянку, жемчужины росы, слышишь пение птиц, журчанье ручья, шум дождя. Но как легко это разрушить, уничтожить.
Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов. Но все так же вырубаются и горят леса, редеют парки, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы. Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателя, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобила бы кожу у него, а от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку».
В.П.Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю» и не устает «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте». Поэтому кА личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всем этом его книга с кратким названием «Затеси».
Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учиться понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».
Сегодня на уроке мы по работаем над рассказом из этой книги. Это рассказ «Хвостик». Попытаемся осмыслить и понять замысел писателя.
Работа с текстом.
- Определите тему рассказа.
(Гибель природы по вине человека, жестокость взрослых, черствость мальчика.)
- Как построен рассказ? На сколько частей он делится?
- Давайте озаглавим каждую часть рассказа.
История Овсянского острова
Оглохла земля
Хвостик суслика
(Учащиеся записывают план в тетради)
Прочитайте первое предложение рассказа. («Смеётся, заливается, хохочет мальчик…»)
- Почему в конце предложения стоит многоточие? (Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом – об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания).
- Где ещё упоминается о смехе мальчика? ( В конце второй части и в конце рассказа).
Описание острова, его история оказалась в кольце, между описаниями веселья мальчика. Такая композиция называется кольцевой.
- Что такое композиция?
Композиция рассказа строго продумана автором, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.
Чтение I части рассказа.
Работа по вопросам.
- Итак, что представляет собой Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?
(Остров напоминает «голову». Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы – всё это бывает у живого существа. Автор относится к острову как к живому. Использует олицетворение)
- Что такое олицетворение?
(Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы, животных).
Поэтому в тексте появляются метафоры, эпитеты, сравнения.
- Какую цветовую лексику использует автор? Какие художественно-выразительные средства?
(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки. Весной краски самые яркие, летом от жары солнца, пыли они «утихали», чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть зимой. Автор использует яркие эпитеты).
- Что такое эпитет?
Эпитеты помогают лучше представить красоту природы.
Метафоры.
- В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Учащие записывают в столбик эти слова).
- Какой мы можем сделать вывод об отношении автора к природе?
(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов)
Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика, изображающие пейзажи острова.
- Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?
- Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены.
(Слова записываются учениками во вторую колонку в тетради).
- Законы острова, его процессы, гармония и красота – все разрушено.
Меняется ли настроение автора, его речь?
(Речь изменилась, стала резкой, обрывистой, исчезли метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось настроение автора. Оно стало грустным, безысходным.)
Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением умирающего острова.
- Кто же виноват в происходящем?
(Люди, их вмешательство в жизнь природы, в жизнь острова).
- Но разве все так плохо? Посмотрите, сюда «валом валят» дачники, кипит их деятельность. Может, это новая современная жизнь острова-полуострова?
Может быть, так и должно быть, и перемены естественны и необходимы. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает почувствовать это отношение?
(Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония).
- Как дачники относятся к природе?
- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
- Как откликается земля на это «хозяйствование»?
(Чтение концовки 2-й части)
- Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящего вокруг. Какой приём использует автор для большей убедительности?
(Антитезу – противопоставление человека и природы. Мальчик хохочет ему весело).
- Так что же рассмешило его? Давайте послушаем. (Чтение 3-й части)
- Какие чувства у вас вызвал этот эпизод?
(Дети делятся своими впечатлениями)
Чему учит нас В.П.Астафьев? О чем предупреждает?
ТО, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, - всё это неслучайно. Большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребенка, так и жестокость, бессердечие начинается с простого равнодушия.
Цинизм – пренебрежение нормами общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.
В конце урока обращаемся к эпиграфу.
Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, «творить добро», «быть сопричастным всему живому». Этому учит нас В.П.Астафьев. Помните об этом всегда!
Итог
Сравнить, как раскрывается тема человека и природы в рассказах Пришвина и в произведении Астафьева.
XI. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «О чём меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Хвостик»».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ