Конспект урока по Литературе "Что же вы делаете, взрослые люди?" по повести Альберта Лиханова «Солнечное затмение» 8 класс

Фестиваль педагогического мастерства


Конкурс методических разработок «Мой лучший урок 2012-2013 учебного года»




Урок по литературе в 8 классе


«Что же вы делаете,

взрослые люди?»

Читательская конференция


по повести Альберта Лиханова

«Солнечное затмение».

Морозова Наталья Алексеевна


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

округ Муром Владимирская область


























Цель




Обучающая: развивать современное представление школьников о взаимоотношениях детей и родителей ; умение выявлять эту проблему через литературное произведение





Развивающая: творческое осмысление содержания повести ; обращение к жизни и ее примерам, обсуждение проблемы через анализ идейно-художественное содержание повести.





Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и нравственного самосознания.



Оборудование :медиапроектор, экран.


Краткая аннотация.


Методические рекомендации.


I.В предлагаемых материалах выделяются разделы, которые соответствуют следующим основным методическим задачам:

-организация чтения повести (важно заинтересовать восьмиклассников и добиться, чтобы все ее прочитали. Строить изучение повести на основе целостного ее восприятия);

-подготовка к изучению (знакомство с автором, проблематикой его творчества, особенностями стиля);

-работа с текстом (истолкование).

Вопросы и задания помогут в изучении повести. В разделе «Заметки на полях» содержатся мысли и афоризмы нравственно-эстетического характера.

Все это может быть использовано на уроках, классных часах, родительских собраниях в различных вариантах.

Рабочие материалы для подготовки к занятиям, не сковывая инициативы учителя, значительно облегчат его труд. Материалы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и могут использоваться учителями, работающими по любым учебным программам.


II.Материалы уроков разработаны с учетом современных образовательных технологий (педагогических мастерских), ИКТ.

Выбор приемов школьного анализа определяется своеобразием художественного мира Альберта. Лиханова, его стиля.


Первый этап:

-формулировка интерпретационного вопроса, дающего проблемный импульс (авторское название рассказа)

- активизация ассоциативного «фона»(фиксируется первичное читательское восприятие, которое затем будет уточняться)


Второй этап.

Решение проблемного вопроса – сопряжено с погружением в текст автора, активизирующим внимание к языку произведения, чему способствует обращение к лексическим повторам, смысловым ассоциациям.


Третий этап:

Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия повести с опорой на записи.


Четвертый этап:

Рефлексия – самоанализ собственных мыслительных путей и действий в процессе урока.

Какой этап урока был для вас самым интересным?

Какие открытия, выводы показались неожиданными?

Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?


Обоснование выбора темы.

За последнее десятилетие качественно обновилась программа по литературе, в нее стремительно вошли «новые имена» - открылось иное зрение на многое в жизни. Уроками добра и справедливости, взаимной любви и доверия стали уроки по творчеству А. Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Одна из ведущих тем его творчества – детство, проблемы и радости ребенка. становление личности.(не случайно писатель с 1992 г.является президентом Международной ассоциации детских фондов. А. Лиханов продолжает традиции русской классической литературы с «единым полюсом милосердия», с сюжетами из жизни обыкновенных людей, «со слезинкой ребенка» Достоевского, с чеховским Ванькой Жуковым, горьковским Алешей Пешковым, Андреевским страдальцем – ребенком Петькой, Никитой из «Детства» Толстого… Настоящее, подлинно художественное произведение всегда открывает перспективы в работе, возможности, которые содержит повесть «Солнечное затмение»

Писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий потаенные уголки души своих героев. Мастерство писателя неотделимо от правды изображенного им, как сама правда неотделима от мастерства.


Организация чтения.

Объяснение значений непонятных слов (словарь см. в конце урока).


Подготовка к изучению повести.

Сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами, читателями) в повести А. Лиханов, и мы с восьмиклассниками будем размышлять над ними. Сумеем ли мы прочитать ее вместе с детьми так, чтобы она стала событием в их жизни, откровением.

О чем будем говорить на 3-х уроках по повести? Медленно, с наслаждением (этому тоже надо учиться) о событиях, которые произошли в жизни подростков, Феди и Лены, за несколько дней их жизни: о том, как они учатся, увлечением голубями Федей, болезнью и мудростью Лены, их влюбленностью и страданиями, испытанием первым в жизни страшным горем – смертью подруги Зины.

Что такое любовь в жизни человека (Любовь к матери, девочке, женщине, ко всем людям «ближним и дальним»).

Идиомы: конфликт поколений – «отцов» и «детей».

Что есть доброго? (жизнь мальчика Феди, любовь к птицам, поведение отца Лены, работников интерната)

Что есть зло? (пивная будка, «друзья детства» отца: Седой, Платонов). Неизбежно ли оно в жизни?

Как самому избежать дурных поступков?

Что есть страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? (и много ли будет «стоить» такая жизнь?)

Что есть счастье? (и несчастье)?

Что есть смерть? (Что – то остается после нас? Что же?)

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?


Заметки на полях.

«Люди как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских» (Л.Н. Толстой







Неужели нет дома,

нет семьи, где было бы

все в порядке?

А.Лиханов

Ход конференции.




  1. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.


Взрослые и дети… Два мира с общими проблемами. Современная общественная ситуация сложна и проблематична. Это проявляется в отсутствии взаимопонимания, нарастания взаимного отчуждения. Отсюда – острая необходимость в примере положительной деятельности, в примере, достойном подражания. Всегда ли мы понимаем друг друга – взрослые и дети? Можем ли осуждать поступки старших? Умеем ли мы прощать? Как важно сохранить мир семьи, ее покой и уют. Это зависит в равной мере и от взрослых, и от детей. Повесть А.Лиханова помогает читателям осмыслить свое отношение к действительности, к близким людям. «Солнечное затмение» - предостережение, предупреждение: берегите друг друга, дети и родители. Новому поколению необходимо наследовать лучшее и не повторять прошлых ошибок.



  1. Мини-сообщения учащихся.

  2. (слайд1)


а) Тепло родного очага, чувство духовной близости с родителями (запись на доске)

единый дом


со – переживание со – радость дети и взрослые –

единое целое

Вывод: Счастливая семья – атмосфера любви, дух доброжелательства, взаимопонимания.

б) Двое взрослых любят друг друга, но мучают и терзают. Зачем? (запись)



конфликт в семье




? ? ? ?

......……. …………. …………. ………….

страдание обида разрушение отчуждение


(постройте ассоциативные ряды)


Вывод: Конфликт в семье – атмосфера подавленности, взаимных обид, разлада.



  1. Конкурс на самого внимательного читателя. (слайд 2)


Вопросы конкурса.

  1. Кому из героев принадлежат слова «Что же вы делаете, взрослые?» (Федор)

  2. Почему Федору стыдно за отца? (Над ним издеваются другие, обзывают Американцем, он слабоволен).

  3. Какова история имени отца?

  4. В какой ситуации мать говорит сыну: «Оправдай и помоги». (Когда предлагает ему уехать к бабушке).

  5. Какие жизненные уроки извлек герой из этой ситуации. (Взрослые просят у него помощи, с ним считаются, его любят, он должен спасти родных, забыть обиды. Он нужен семье).

  6. Какая беда случилась с матерью? (Недостача на базе).

  7. Как беда объединила членов семьи? (Желание помочь).



IY. Поделитесь своими впечатлениями.


Проанализируйте эпизоды, отметьте ключевые слова.


  1. За отца стыдно.

  2. Разговор с матерью. Отца жалко.

  3. Беда в доме.

  4. Перерождение отца.


Заметки на полях. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л.Н.Толстой).



Y. Составьте портретную характеристику отца, матери Федора, укажите их привычки, черты характера. (слайд 3)



Микродетали для создания Микродетали для создания

образа матери. образа отца.


Узкие плечи, лицо заострилось; Робкий, как будто тайна у

него;

ходит, опустив голову.

чернявая, худая, совсем как смотрит виновато,

старуха от глаз к вискам озирается вокруг

морщины тянутся; «пивнушка» притягивает его

взгляд сухой и острый.


Вывод: Усталость матери, неуверенность отца подтверждают неблагополучие в семье.



YI. Как реагирует Федор на домашние конфликты родителей?


(Он осуждает их, что понять друг друга не могут да и не хотят «Разве же не могут они рядышком, друг к дружке прижавшись, сбросить этот стыд и жить, как люди?»).



YII. Как пытается сын примерить родителей.


(Найти примеры из текста).

Зачитайте от слов:

«Федор убрал в комнате, вымыл посуду… до «оглядел свою работу».

(Ощущение беды не покидает Федора. он горячо желает помочь отцу и матери обрести, вернуть утерянное счастье. Любит он и отца, не меньше, чем мать. Федор берет на себя ответственность сохранить мир в семье, помочь взрослым.)


Вывод: Только доброта, взаимопонимание смогут уберечь мир семьи.




YIII. Сообщение:


Все беды – это солнечные затмения.



  1. Знакомство с выставкой иллюстраций к произведению.


(Защита художников).



  1. Поделитесь своими открытиями. Чтение любимых фрагментов из повести на заданную тему.


  • Разговор по душам (диалог).

  • Жили просто – вот и все.

  • Как же вдруг хорошо и ясно.



  1. Конкурс думающего читателя.



Учащиеся объединяются в три группы, выбирают для анализа одну из цитат, написанных на доске и пытаются объяснить смысл, используя текст.

  • Поверим в себя, в свои силы (отец Лены).

  • Мера ценностей взвешивается на весах сердечности и души.

  • Счастье до конца, без оговорок.




  1. Сюрпризы читательской конференции.


Чтение стихов – посвящений своей семье, героям повести, друзьям.




XIII. Подведение итогов конференции.


В конце встречи учитель прикрепит лист бумаги в виде сердца, на котором ребята могут оставить свое мнение и впечатление о конференции в письменной форме.



XIY. Заключение.


Спасибо за работу! Надеюсь, что разговор о взаимной ответственности взрослых и детей у нас продолжится. Вы поделитесь своими жизненными наблюдениями. К этому призывает нас автор повести. А.Лиханов утверждает зависимость детских судеб от жизни и поведения взрослых. Старайтесь хранить мир вашей семьи.




XY. Домашнее задание.


  1. Продолжи фразу, обсуди ее в классе. «Жить в ясности - …»

  2. Эссе «Я и мои родители».

  3. Модель счастливой семьи. Аргументы.

  4. Составить памятку «Как хранить мир в семье».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ