Конспект урока по Литературе "Двоеверие в православных праздниках"

Тема: Двоеверие в православных праздниках

Цели:

Предметно – практическая: ввести учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Развивающая – продолжить работу с учащимися над формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.

Образовательная – сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей себя пережитки язычества, подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными легендами, обрядами, играми.

Воспитательная – подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовными и культурными ценностями русского народа.


Оборудование: изображения языческих богов и праздника Пасхи, храмов и русских церквей в том числе и нашей Порожненской церкви Шипуновского района Алтайского края, репродукции икон « Троица», « Распятие», картин на библейские сюжеты, фрагмент фонограммы» Распятие Христа»,

музыкальное сопровождение – М. И. Глинка « Жаворонок», П. И. Чайковский « Времена

года», март, апрель.


Ход урока.


Урок начинаем со знакомства с темой и целями урока, вспоминаем о том, какая религия

была на Руси до появления Христианства, называем языческих богов, даем определение

христианства и язычества.

Ставлю перед ребятами задачу: выявить в христианских праздниках проявления язычества и по ходу урока работать по заполнению таблицы, в которой в одной графе

они фиксируют признаки христианства, а в другой – признаки язычества в одном и том же празднике и в конце сделают вывод о том. действительно ли православные праздники на Руси вобрали в себя пережитки язычества.

/Образец таблицы, с заполненными первыми графами, висит на доске/.


Задаю ребятам вопрос


1. В каких праздниках мы можем увидеть самое яркое проявление язычества?

-в весенних, потому что приход весны отмечался в язычестве и христианстве, причем

зазывали весну в два этапа, первым из которых была Масленица, последним Пасха.


2. Что же это за праздник – Масленица?

- у древних славян существовал миф о том, что в конце зимы, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана, языческая богиня зимы и смерти. И едет на санях богиня весны светлая Лада искать своего сына Леля, замерзшего в снегах, оцепеневшего. По пути в веках белокурая Лада превратилась в Масленицу. Это один из самых древних народных праздников, возникших еще в дохристианский период, но принятый Русской православной церковью и обозначенный в православном календаре как «мясопустная»

неделя. В эту неделю не ели мяса, постепенно настраиваясь на Великий пост перед Пасхой.

- Назовите символы этого праздника и скажите, какие языческие традиции сохранились в этом празднике?

символы праздника – это блины, чучело масленицы, костер.

-традиции язычества – это поминание умерших, поклонение душам умерших – первый блин клали на подоконник для умерших родителей; прощение друг другу обид, вольных или невольных, это был день очищения и объединения людей. Перед тем, как ставить опару на блины или пироги, обращались к Месяцу

Месяц ты, Месяц,

Золотые твои рожки,

Серебряные ножки

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

-Что означало ритуальное сжигание чучела?

-Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы небесной в злаках; по представлению древних славян взошедшие зерна как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для его жизни в колосе.

Ребята делают вывод, что в православном празднике Масленице сохранились многочисленные языческие традиции.

Учитель: Может быть кто – нибудь из вас слышал о празднике, который празднуется

на Руси 22 марта?

-22 марта на Руси праздновался день сорока мучеников или Сороки. Согласно церковной легенде это событие произошло около 320 года. Убежденный язычник Ликиний решил расправиться с отрядом христиан из 40 человек, чтобы заставить их

отречься от веры в Христа, над ними устроили суд, но воины были непреклонны.

Их попытались закидать камнями, камни пролетали мимо. Тогда, чтобы сломить воинов

нагими их вывели на лед озера на ночь. В третьем часу ночи лед растаял, вода стала теплой.

Наутро их вывели из озера, после издевательств убили, а тела сожгли на костре.

-Какие языческие традиции сохранились в праздновании этого праздника?

-В народе говорили, что в этот день зима кончается, весна начинается, крестьяне считали,

что весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день в юга 40 птиц, первой из которых был жаворонок.

/далее на фоне музыки М.Глинки «Жаворонок» /

Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну – красну,

Весну красную.

Не лежать снежкам во чистом поле,

Растопиться, растопиться,

В сине море, в сине море

Укатиться, укатиться.

На сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову.

Верили, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.

На сороки пекли жаворонков с распростертыми крыльями. Дети закликали жаворонков, насадив их на длинные шесты или забравшись на крыши сараев. Кормили

Этими фигурками домашний скот, крошили печенье в поле.

. / Во время подготовки урока выяснилось, что в семье одной из учениц до сих пор

соблюдается эта традиция: мама печет жаворонков, а дочь закликает их .Я попросила девочку, чтобы она принесла нам на урок этих печеных птиц, многие , и я в том числе, видели их впервые в жизни, надо еще добавить, что маме – то всего 38 лет./

И в этом празднике ребята обнаружили древние языческие традиции.


Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»/апрель». На доске висят репродукции с изображением березового леса, рисунки детей.

Учитель: Наступает месяц апрель, в народе его называли «Березол», что означает «зол для берез». В апреле собирали березовый сок, нанося дереву глубокие раны.

Далее продолжаем разговор о том, как правильно надо собирать березовый сок, чтобы не повредить дерево.

Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: « Апрель - с водою, май - с травою».

Анализируя многовековую связь, зависимость человека от природы, укоренившуюся в традициях и обрядах русских людей, учащиеся переходят к выявлению пережитков язычества в религиозных праздниках.

В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещенье. Вошло оно в христианский календарь в 4 веке

На Русь Благовещенье пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце 10 века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…

Она – как радостная песнь:

Родится скоро Иисус и мир собой спасет

Благая Весть, Благая Весть…

Марии трудно произнесть,

Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет…

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.

Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Во многих селениях оставалось верование в очищающую силу огня. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях. Из хлебного теста пекли с солью «бляшки» - небольшие булочки, предназначенные для лечения скота.

Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в православных праздниках языческие верования.

/обращаемся к рисункам учащихся по теме урока/.

В следующем микромодуле учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное воскресенье, празднующееся на Руси с 12 века. Как и ива, верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

В последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует Торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящимся раздаются священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и, тем самым спасти, людей от вечной смерти и от вечных мук. Таким образом, ветка вербы у нас служит знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

-В народе говорят: Верба плес-

Бьет до слез,

Верба бела –

Бьет за дело,

Верба красна –

Бьет напрасно.

Крестьяне вели многолетние наблюдения за погодой: если хорошо цветет верба – пашня будет удачной. Сережки вербы считались целебными, наделенными особой силой; скармливали скоту запеченные в тесте шишечки вербы. Ветки, принесенные из церкви,

Хранились и во время летней грозы выбрасывались во двор, считалось, что гроза прекратится и град не побьет посевы. В Тамбовской губернии считали, что святая верба, брошенная в порыв ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя, останавливает огонь, воткнутая в поле – оберегает посевы.

По сообщенной информации учащиеся показывают репродукции сюжетов и библейских рассказов.

Свой рассказ учащиеся продолжают переходом к празднованию Пасхи.

Ученик читает детские воспоминания писателя И.С.Шмелева о праздновании Пасхи в доме его родителей.

/ На доске находятся изображение храмов, пасхальных

куличей, крашеных яиц, старинные изображения празднования Пасхи на Руси./

От образа праздника Пасхи учащиеся переходят к анализу, разбирают символику праздника: что означает яйцо и почему его красят, значение креста, особо приготовленного хлеба « Артоса»..

В религиозном смысле яйцо –символ постоянного возрождения. Но оно также выполняет функцию символа плодородия, что явно указывает на связь с языческими верованиями.

Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный

Цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Солнышко покатись,

Красное, нарядись!

Молодые люди взбирались на крыши, чтобы встретить солнце. В Великий Четверг накануне Пасхи ходили на реку, окунались в ее воды, считалось, что соприкосновение с

водой даст силу на всю сельскую работу.

Звучит запись « Библейская легенда о распятии Христа»:

Христос Воскрес ! Пасхальным звоном

Поют, гудят колокола,

И весть та – радостна, светла –

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.


Так как праздничные службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма, анализируют символику значения слова « купол» и количества куполов на церкви. Внешнюю символику куполов ребята анализируют на примере нашей Порожненской церкви Святого Пророка Божия Илии, Которая была открыта в 1908 году, а в 1936 была закрыта. В прошлом году мы с ребятами провели работу по восстановлению внешнего и внутреннего убранства нашей церкви, опрашивая старожилов села, и по их рассказам нарисовали эскизы и в конце концов сделали рисунки. Готовясь к уроку, я просила ребят расспросить своих бабушек и дедушек о том, как праздновался праздник Пасхи у нас в селе в далекие времена. На уроке прозвучали рассказы о самом красивом, самом впечатляющем празднике, атмосфера необыкновенной радости и ликования осталась в памяти пожилых наших односельчан.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Горчаковой .

Воскресение Христово


В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жавронок взлетел,

И в небе синем исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

« Проснись, земля, - они вещали,-

Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес

Проснитесь горы, долы, реки.

Хвалите Господа с небес.

Побеждена им смерть вовеки.

Проснись и ты, зеленый лес,

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь.


Учащиеся делают вывод: как показано в стихотворении слияние двух религий – православия и язычества.

В заключение ребята рассказывают об играх и развлечениях, сопровождавших

Великий праздник.

В ходе урока достигнута реализация всех целей. Построение структуры урока на основе модульной технологии (образ – анализ – действи) позволяет более полно реализовать все учебные цели, почувствовать значимость религиозных праздников в жизни людей, увидеть в религиозных обрядах и праздниках элементы языческих пережитков, а также показать учащимся богатство и многообразие русской культуры.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ