Конспект урока по Литературе "Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»" 9 класс
Тема: Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»
Цели: познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строки:
Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет...
Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г. Р. Державина.
- Как вы считаете, чем могла она удивить, покорить современников? (Одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих строках - яркое проявление личности поэта, рискнувшего рассуждать о скоротечности жизни и неминуемости смерти. Это направление в поэзиивпоследствии назовут философской лирикой.)
- Каким же он был, поэт, заканчивающий XVIII в. и начинающий век XIX, получивший особую оценку своих именитых потомков?
II. Реализация домашнего задания.
1. Выступление учащегося, подготовившего подборку высказываний о Г. Р. Державине .
2. Рассказ учителя.
Трудной, полной взлетов и падений была жизнь Гаврилы Романовича Державина.
Вы уже прочитали о бедном детстве в семье захудалого казанского дворянина, рано умершего, о старательном учении в только
что открывшейся гимназии, о внезапном вызове на военную службу в Петербург, о 10-летней солдатчине. Державин принимал участие в подавлении пугачевского восстания, но, рассердив главнокомандующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», - писал позднее поэт.
Не более гладкой была и гражданская служба Державина, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803 г.), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Его современник Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека: «...неукротимая энергия и активность, ...пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести».
Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии прошений), ни при Павле, ни при Александре I.
По своим убеждениям Державин был верным слугой самодержавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказывать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного характера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже.
3. Сообщение учащегося о судьбе и личности Г. Р. Державина.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение оды «Фелица»
В начале 1780-х гг. начинается новый важный этап творчества Державина. В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» поэт опубликовал оду «Фелица».
Под именем Фелицы (от латинского felicitas — счастье) Державин изобразил Екатерину II. Имя Фелицы было упомянуто в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре». В этой сказке говорилось о том, как киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание: найти розу без шипов, символ добродетели. Благодаря помощи ханской дочери Фелицы и ее сына Рассудка, Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы. За это хан отпускает его домой. Образ татарского дворянина мурзы имеет двойственное звучание: там, где ода звучит торжественно, — это авторское я; в сатирических местах мурза — собирательный образ екатерининского вельможи.
В жанре оды Державин продолжал традицию Ломоносова: утверждение идеала путем показа положительного примера. И идеал он видел там же, где и его великий предшественник, — в просвещенном монархе. Однако образ просвещенного монарха трактуется по-иному. Если в Петровскую эпоху главным было укрепление государства и речь шла прежде всего о долге граждан перед государством, то ода «Фелица», написанная в конце XVIII в., отражает новый этап просветительства, когда в идеальном монархе видели прежде всего человека, обязанного заботиться о благе граждан.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ