Конспект урока по Литературе «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!» Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» 6 класс

Конспект по литературе.

Учитель: Шаповаленко Ю.В.


Тема: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

Класс: 6

Цели урока:

1. Познакомить с музыкальными произведениями, посвящёнными войне 1812 года, с художественными особенностями баллады М. Ю. Лермонтова «Бородино» (системой, образов, красотой языка), с полотнами известных живописцев.
2. Развивать у школьников умение делать анализ музыкального произведения и художественного текста.
3. Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России, воспитывать музыкальный, литературный и художественный вкус.

Форма организации: интегрированный урок.

Оборудование: учебник, тетради, презентация, репродукции картин и гравюр, отрывки из музыкального произведения Прокофьева «Война и мир».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Прослушивание арии Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир».

  4. Аналитическая беседа по музыкальному отрывку.

  5. Исполнение песни «Скажи-ка, дядя…».

  6. Аналитическая беседа по тексту баллады «Бородино» (проверка домашнего задания - словарная работа, анализ формы, образов, языка, мини сообщения учащихся о наградах 1812г.).

  7. Подведения итогов.

  8. Домашнее задание.


Применённые педагогические технологии:

технология развивающего обучения (знакомство с музыкальными иллюстрациями, аналитическая беседа);

информационно-коммуникативная технология (представление наглядного материала, использование мультимедийных средств обучения);

гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха); культуровоспитывающая технология (в течение всего урока);

личностно-ориентированная технология (в процессе аналитической беседы, впечатления, мнения учащихся, сообщения).


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. В 1812 году на Бородинском поле решалась её судьба. Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства. Этому событию посвящён наш сегодняшний необычный урок, эпиграфом к которому стала строчка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!» Этому событию посвящено огромное количество музыкальных, литературных и живописных произведений. Бородинская битва была кровопролитной и жестокой. Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение оставить Москву без боя. Аргументировал это решение Кутузов так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». Этому моменту посвящена ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», которую мы сейчас прослушаем.

  1. Прослушивание арии Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир».

  2. Аналитическая беседа по музыкальному отрывку.

- Что из визуального ряда вам запомнилось?

(Образы Москвы, исторические личности, живописные полотна Верещагина В. В., Рубо, Суходольского, рисунки из книг 19 века)

Сообщение ученика: Стоит отметить, что жестокость войны показана на литографиях Христиан Вильгельм Фабер дю Фор, французского генерала и художника-любителя.

Бесчеловечность французских захватчиков показана на картине Верещагина В. В. «В Успенском соборе». Действительно, в 1812 году там была размещена полковая конюшня.

Не выдерживая надругательства над святынями и не желая сдавать Москву врагам, горожане подожгли город, что великолепно изображено на картине Смирнова А. Ф. «Пожар Москвы». За это многие из них поплатились жизнью, были расстреляны в Кремле и этот момент запечатлён на полотне Верещагина В. В.

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Учитель: Перед вами портрет поэта. Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни – погиб на дуэли. «Нераспустившимся цветком русской поэзии» назвал его критик. В этих словах досада и боль. Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии, которая настолько была близка русским людям, что на основе этих стихов была создана русская народная песня. С ней вы знакомились на уроках музыке. Давайте к ней обратимся вновь.

  1. Исполнение песни «Скажи-ка, дядя…».

  2. Аналитическая беседа по тексту баллады «Бородино».

- В тексте встречаются незнакомые слова. Нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова? (Проверка домашнего задания).

(Учащиеся поясняют значения слов. Это слова иноязычного происхождения, устаревшие слова, слова разговорного характера, слова-термины, слова военной терминологии:

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лефет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги).

- Каковы языковые особенности этого произведения?

(Речь богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала).

- Какова форма лирического произведения? Почему некоторые литературоведы относят это произведение к жанру баллады?

(Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву. Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый. Жанр баллады отличают определённые особенности).

- Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?

(Герои лермонтовской баллады– русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” )

Сообщение ученика:

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…» (Цитируемые сведения взяты из книги: Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание. – С. 18-19).

Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”. Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”. Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»)

Сообщения учеников о наградах 1812 года, о Триумфальной арке и Храме Христа Спасителя).

  1. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке вы очень хорошо и правильно рассуждали, высказывали свои мнения, впечатления. И до сегодняшнего урока вы знали об этих событиях 1812 года. Вы слушали музыкальные произведения, читали балладу с интересом потому, что встретились с произведениями искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. Память об этих событиях нашла отражение и в скульптуре и в архитектуре (Триумфальная арка 1829-1834 по проекту Бове, Храм Христа Спасителя).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы вы были полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые могут вызвать только произведения великих музыкантов, живописцев, поэтов, думающих, переживающих, любящих свою родину и свою историю!

  1. Домашнее задание. Прочитать балладу Алексея Константиновича Толстого «Курган». Устно выделить особенности жанра баллады, в произведении отметить черты образов и языковые особенности.


4



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ