Конспект урока по Литературе "Импрессионизм в лирике А.А.Фета" 10 класс

Импрессионизм в лирике А.А.Фета

(урок литературы в 10 классе)

Цель урока:

1.Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха

2.Рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета

3.Учить выявлять выразительные средства, анализировать изобразительные приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике поэта



Оформление урока

- портрет А.А.Фета;

- пейзажные работы художников – импрессионистов;

- подборка литературы о Фете;

- Рабочие листы

Эпиграф к уроку: «Целый мир от красоты» (А.А.Фет)



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор об Афанасии Афанасьевиче Фете и его творчестве. Наш урок я назвала « Импрессионизм в лирике А.А.Фета», а эпиграфом взяла слова самого А.Фета: «Целый мир от красоты». В работ нам помогут :

1.Выставка репродукций художников – импрессионистов

2.Рабочие листы со стихами А.Фета

3.Подборка литературы об А.А Фете



Ребята, скажите, что вы знаете об импрессионизме? ( течение во французской живописи последней трети 19 века, что означает « впечатление». Французы – импрессионисты:

Клод Мон, Эдга Дега, Поль Сезан, Огюст Ренуар и др. В России – Юон, Грабарь, Левитан)

Давайте посмотрим на репродукции картин этих художников, попробуем проникнуться настроением. Посмотрим, как через изображение природы можно выразить чувства человека.

- Как вы думаете, что объединяет эти картины, такие разные по манере письма, по изображению времени года?

(Художник передает свои чувства, своё отношение к миру)

- Можно ли сказать, что каждая картина, несущая какой – то зрительный образ в какой – то степени музыкальна?

- Попробуйте оживить эти картины. Какие звуковые образы, наряду со зрительными, у вас возникают? С чем ассоциируются картины?

Высказываются учащиеся

Мы пытались описать то, что видим, - прозой, но мы же знаем, что поэтическая речь для передачи чувств иногда подходит больше. Она оказывается более емкой, несет в себе откровение и загадку. Знаем, что каждый поэт делает это по- своему.

- Давайте обратимся к поэзии А.А.Фета.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»

- Что необычного в этом стихотворении? В чем его особенность?

( Нет глаголов, одни существительные. Назывные предложения. Нет статичности, всё в движении)

- Что объединяет названные существительные?

( Называют состояния, точнее полусостояния)

Действительно, поэт как бы волшебной палочкой касается предметов, лишь называет их. Но для чего?

(Вызвать ассоциации)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите: ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ, ТРЕЛИ СОЛОВЬЯ…? Вроде и есть звуки, но в то же время и нет их. Все тает, всё зыбко.



К уроку вы читали стихи А.Фета, в которых выражены различные чувства и настроения.

- Давайте посмотрим, можно ли назвать А.Фета импрессионистом, как говорит исследователь его творчества Б.Я.Бухштаб: « Поэт зорко вглядывается во внешний мир… Его интересует не столько предмет, сколько ВПЕЧАТЛЕНИЕ, произведенное предметом…». Это же утверждение звучало и в работах Е.А.Маймина.

Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение сил, «легкое дыхание». Поэт переполнен радостью и буйством цветения жизни.

- Послушаем одно из ярких его стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом…»

- Какое настроение передает поэт своим стихотворением? О чем оно? (Природа, пейзаж, любовь)

- Что скрепляет строки стихотворения? (Повторы)

Удивительно соединены пробуждение природы, жажда жизни. Дыхание стиха становится сбивчивым. Сбоями и повторами А.Фет достигает того, что читатель тоже волнуется вместе с ним.

Многие стихи Фета представляют собой одно предложение – они как бы созданы на одном дыхании. Возникает иллюзия рождения стихотворения сейчас, здесь. Кажется, что поэт у нас на глазах ищет слова. Так ли это?

Слушаем стихотворение А.Фета «Это утро, радость эта…»

- К какому из прочитанных ранее ближе это стихотворение (к 1- ому)

- Какие ассоциации вызывает?

Ребята, пристально вглядитесь в текст. Что представляет собой это стихотворение? (Одно предложение)

- В чем его особенность? (Анафора)

Действительно, строки, как волны, набегают друг на друга. Две короткие строки перемежаются третьей, еще более короткой, - как вдох, и в конце выливаются в одно радостное слово – выдох: «Это всё весна»

- Послушаем стихотворение «Я жду…»

- В чем особенность построения этого стихотворения?

- Какие образы природы соотнесены с состоянием души?

За счет чего достигаются впечатления? (Анафора, повторы)

( Каждое четверостишие начинается с «Я жду…», и в каждом из них новая, меняющаяся картина ожидания, в которой природа заполняет всё художественное пространство, и все переживания лирического героя сводятся к анафоре, звучащей как заклинание)

Ребята, а сейчас я прочитаю стихотворение А.Фета. А вы подумайте о ком оно? Как его вы озаглавите?

- Какое впечатление производит это стихотворение?

- Какая особенность здесь? Что это: монолог или диалог? (Диалог)

Учитель читает стихотворение «Бабочка»



- Какое впечатление оставляют эти стихотворения? ( Учащиеся читают стихотворения А.Фета «Шумела полночная вьюга…» и « Буря на море вечернем»)

Возникает ли цветовой рисунок? (в 1-ом – красный цвет, во 2-ом –темно- синий, черный)

Стихотворения А.А.Фета очень музыкальны. Музыка для него была философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно, - там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

- За счет чего достигается музыкальный эффект стихотворения? За счет звукописи – аллитерации)

Звукопись – ещё одна особенность лирики А.Фета.

В начале урока мы поставили проблему. На примере стихотворений посмотрим, какие приёмы использует Фет для создания своего мира, для передачи своего душевного состояния

- Можно ли назвать его импрессионистом в широком толковании слова? В чем он, импрессионизм, Фета?

( свои впечатления, свои чувства, недосказанность, индивидуальность, размытость контуров, контрастность цвета, звуки, чистота, свежесть красок,…)

Вы знаете, что в живописи художник тяготеет к излюбленным приёмам, а в поэзии мы видим это?

(Фет использует различные приемы создания образа: анафора, повтор, аллитерация, ассонанс)

Стихотворения А.А.Фета не только привлекают наше внимание к красоте мира, но и заставляют задуматься над ценностью жизни, дают толчок нашему воображению, обостряют наш слух.

Каждое его стихотворение – это тайна. Попытаться разгадать эту тайну я вам предлагаю дома.

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «В чем я вижу тайну стихотворения А.Фета «…….»?

Жанр произвольный: сочинение – размышление, эссэ, поэтический очерк или анализ стихотворения

Итоговая оценка будет складываться из оценки за работу в классе + письменная работа дома



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ