Конспект урока по Литературе «Как сотворить чудо?» 6 класс

Юрко Татьяна Болеславовна


«Как сотворить чудо?»


Урок литературы в 6 классе по повести А.Грина «Алые паруса»

с применением коммуникативно-деятельностных форм обучения



Цели урока:

- обсудить содержание повести, охарактеризовать героев, объяснить особенности творческой манеры писателя;

- обучать умению рассуждать, участвовать в устной дискуссии, конспективно оформлять мысли, высказанные в ходе урока;

- продолжить формирование навыков анализа текста, индивидуального публичного выступления, краткого пересказа, работы в группе;

- воспитывать активную жизненную позицию, развивать нравственные качества, самооценку, интерес к художественной литературе.


Оборудование:

- тексты феерии «Алые паруса»

- фотовыставка о жизни и творчестве писателя

- репродукции картин И.Айвазовского с изображением моря

- музыка Шостаковича, Шуберта, Баха

- рисунок бригантины с контурами алых парусов

- листы-заготовки для индивидуальной работы


Ход урока:

  1. Знакомство с личностью писателя. Экскурсия по фотовыставке. Индивидуальное сообщение учащегося.

  2. Приглашение в Гринландию - страну чудес. История создания повести. Характеристика идейной направленности творчества писателя – мечты о море (репродукции картин), прекрасных людях и их гармоничных взаимоотношениях. Сообщение учителя.

  3. Проверка группового домашнего задания (краткие рассказы и пересказы от имени персонажей):


Первая группа «Жители Каперны»

- быт и нравы приморской деревни

- горе и счастье Лонгрена

- встреча Ассоль с Эглем

- отношение земляков к Ассоль

Вопросы группе:

- Почему Лонгрен сторонился земляков?

- Какой была Мария, его жена?

- Почему не помогли ей в трудную минуту?

- Почему она умерла?

- Как поняли, почему Лонгрен не помог утопающему

Меннерсу? Почему отвернулись от него и так жёстко

его осудили?

- Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

Все ли к ней так относились?

Вопросы классу:

- Какими представляются жители Каперны?

- Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них? Почему она не озлобилась в ответ на плохое отношение?

- Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?

(Зачитать и прокомментировать)

Вторая группа «Служители замка Грэя»

- традиции и порядки замка

- взросление Грэя

- отношения родителей и сына

- выбор Грэем профессии

Вопросы группе:

- Что было главным в характере Грэя?

- Как он относился к близким? К окружающим?

- Как отнеслись родители к его решению стать капитаном

и покинуть дом?

- На каком основании можно считать Артура хорошим сыном?




Вопросы классу:

- Каким вам представляется Грэй?

- Очертите круг его интересов.

- Какие черты характера и под влиянием чего сформировались у Грэя в родительском доме?

- Можно ли сказать, что Грэй рос в атмосфере любви? Кто и за что любил Грэя!

- Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Как Грэй доказал, что он истинный романтик?

Третья группа «Команды ”Ансельма” и “Секрета”»

- служба юнги Артура Грэя на «Ансельме»

- наблюдения капитана Гопа

- странности «загвоздистого» капитана

Вопросы группе:

- Что любил и чего не любил капитан Грэй?

- Почему все слушались капитана Грэя?

- Как отнеслись к затее с алыми парусами?

- Какое настроение было у команды в день, когда «Секрет»

под алыми парусами направился к Каперне?

Вопросы классу:

- Случайно ли название шхуны «Секрет»?

- Каким секретом владел и поделился с командой Грэй? (Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

- Как и какое чудо сотворил Грэй?

- Ради чего он это сделал?

4. Беседа о композиционных и художественных особенностях повести. Работа со схемой.

5. Использование изобразительно-выразительных средств как приём характеристики героев. Индивидуальные сообщения. Работа с текстом – подбор собственных примеров.






6. Характеристика Ассоль и Грэя. Что сближает героев? (Обоих можно считать необычными людьми, отличающимися от своего окружения, способными остро воспринимать красоту, сочувствовать людям, оба живут мечтой и верят в счастье)

7. Чтение финальной сцены – встречи Ассоль и Грэя. Как характеризуют героев первые слова, сказанные друг другу? Почему можно верить в то, что герои будут счастливы? Давайте найдём эмоционально окрашенные слова, которые нашёл А.Грин для описания их счастья.

8. Беседа о мастерстве писателя. Чтение под музыкальное сопровождение наиболее понравившихся отрывков.

- Какое значение придаёт писатель природе, музыке?

- Почему Грэй нанимает музыкантов для встречи с Ассоль?

- Как же расцвела в Каперне сказка? Чьими усилиями? Как же творится чудо? Как, по мнению писателя, следует жить? Какими качествами обладать и как относиться к жизни?

9. Осмысление услышанного. Письменный ответ на вопросы: что символизируют собой алые паруса и что нужно человеку для счастья?

(Пойдём вслед за писателем: он считал, что для принятия верного решения необходимо несколько моментов, их он обозначил так: «обязательное молчание», «поразительное открытие», «дух немедленного действия»).

Чтение ответов. Запись ключевых слов на парусах корабля на доске и рабочих листах.

10. Отзыв о спектакле Г.А. Барышевой и О.Е. Погудина «Алые паруса» Санкт-Петербургского учебного театра «На Моховой». Индивидуальные сообщения. Обсуждение.

11. Итоги урока. Заполнение таблицы «Оценка собственного труда». Выводы учителя.

12. Домашнее задание по выбору: написать сочинение на одну из предложенных тем

(«Как расцвела сказка в Каперне?», «Как творить чудеса?», «Размышление о прочитанной повести А.Грина «Алые паруса»); сделать цикл иллюстраций к повести «Алые паруса» и их устную презентацию; написать отзыв о спектакле «Алые паруса».






Литература:

  1. Грин А.С. Собрание сочинений. Екатеринбург: КРОК-Центр, 1993

  2. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М: «Русское слово», 2003

  3. Гоголева Е. «Страна Гринландия».Детская роман-газета №3, 2006

  4. Макарова Б.А. «Куда зовут нас «Алые паруса»?» Журнал-сборник «Читаем, учимся, играем» №6, 2005

  5. Менгелене Е. «Нужны ли в нашей жизни чудеса?». Научно-педагогическая газета «Литература» №19, 2006

  6. Менделеева Д. «Феерия и романы Александра Грина». Научно-педагогическая газета «Литература» №23, 2004

5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ