Конспект урока по Литературе "лингво-стилистический анализ повести И.С. Тургенева «Рудин»"
Л.И.Белик, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1 г.Слявянска-на-Кубани Краснодарского края
Урок литературы по повести И.С. Тургенева «Рудин»
Тема: лингво-стилистический анализ повести И.С. Тургенева «Рудин»
Цель: дать анализ повести в единстве формы и содержания, показать несостоятельность главного героя посредствам рассмотрения его в мысли, слове, поступке;
Метод: комплексный анализ текста;
Ход урока:
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых интересных произведений И.С.Тургенева повести «Рудин» Вопрос, на который каждый из вас попытается ответить самостоятельно, звучит так : « Можем ли мы назвать Рудина человеком идеи ?»
Нигде так не проявляется особенность психики человека, как в его речи. То есть, наша речь отражает наш способ мысли. Характер движения нашей речи – это способ осмысления мира.
Человек проявляется в трех ипостасях: мысли, слове, поступке.
Давайте посмотрим, как наш герой реализует свое призвание человека идеи.
Учащиеся под руководством учителя работают с текстом повести
1.Анализируются эпизод рассказа Рудина своей студенческой жизни .
2.Учащиеся выбирают из текста слова, сочетания слов, иллюстрирующие мысль, слово, эмоции Рудина. В тетради появляются предполагаемые ответы:
Обилие мыслей мешало; Образы сменялись образами, он не искал слов (синоним «не задумывался» ). Мысли казались(!) обращенными в будущее; Что-то высшее, неожиданное ».Это все о мыслях Рудина.
А теперь выпишем, как он говорит:
« Слова сами приходили на уста, слово лилось из души (не из сознания !) Пылало всем жаром, набросал громадную картину; говорил не совсем ясно; недоставало красок; владел музыкой красноречия».
Говоря об эмоциях героя, учащиеся делают вывод, что им владеет поток собственных ощущений.
3.Вывод для записи в тетрадь:
У героя слишком много общих слов, И.С. Тургенев подчеркивает их не -определенными местоимениями( что-то, куда-то). Рудин не анализирует самого себя, у него идет поток мыслей, который ему мешает. Автор даже неявно подчеркивает отсутствие мысли словосочетанием « недоставало красок» .
Говорящий говорит ради адресата, а что мы видим у Рудина? « …слушатель не понимал в точности …» Но ! парадокс : «… у слушателя глубоко вздымалась грудь, какие-то завесы разверзались, что-то лучезарное открывалось впереди».
А как герой видит слушателя, проявляет ли к нему интерес во время речи? «… не глядя ни на кого в особенности, вдохновенный общим сочувствием и вниманием».
4.Лексическая работа : обаяние – баять- байка- говорить (то есть, заключать в сферу своего воздействия, обволакивать).
Ключевые слова его речи :ударять - звенеть .
Можно сделать вывод о способе его общения как о жестком.
Отсюда проявится (из его речи) и его жизненное существование.
5.Давайте посмотрим в тексте, разрастутся ли эти линии или они случайны.
А) «покорять»
Лежнев о молодости Рудина: «… он всячески старался покорить …», « он человек хорош и обворожителен, но пока не затронуто его честолюбие»
Вывод: наша мысль находит свое подтверждение в тексте
Б) «разрушение»
Рудин всем начинает объяснять и разъяснять, но опыта собственного осмысления жизни у него нет, поэтому он все разрушает.
6.Рудин и поступок.
Сам Рудин подвигает Наташу к объяснению в любви. Он не анализирует свои действия, а говорит : « Скажи, что ты любишь меня». Он как бы уговаривает себя в этом, убеждает, что счастлив.
Парадокс: так увлекаться страстно может только бесстрастный человек.
Пейзаж подчеркивает отсутствие любви: «… растворенные в воздухе сладострастие»
И встреча влюбленных будет на пруду, где все подчеркивает мертвенный пейзаж
Их разговор акцентируется словами : он- сказал, ответил.
Он- « … что вы намеренны делать ?»
Рудин снова прячется за словесами.
Она – «внимательно, стиснув зубы ,смотрит на него»
Он- « я ничего сообразить не могу», « кругом идет голова», «удивляюсь, как вы можете сохранять хладнокровие»
Вывод для записи в тетради :
Рудин не способен на поступок, для него важна более словесная игра. Вспомним его мысль: « …ей нужна не та любовь, которую я чувствовал.» Глагол употребляется в прошедшем времени, он любил, но уже этих чувств у него нет .
7.Слово учителя:
Согласны ли вы, что цельность натуры человека проявляется в мысли, слове, поступке?
Как в этих трех ипостасях раскрылась личность Рудина?
В чем вы ему сочувствуете и в чем осуждаете ?
Можно ли назвать этого героя человеком идеи ? А кого можно ? Приведите примеры?
Д.З. Творческая работа « Можем ли мы назвать Рудина человеком идеи?»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ