Конспект урока по Литературе "лингво-стилистический анализ повести И.С. Тургенева «Рудин»"

Л.И.Белик, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1 г.Слявянска-на-Кубани Краснодарского края

Урок литературы по повести И.С. Тургенева «Рудин»

Тема: лингво-стилистический анализ повести И.С. Тургенева «Рудин»

Цель: дать анализ повести в единстве формы и содержания, показать несостоятельность главного героя посредствам рассмотрения его в мысли, слове, поступке;

Метод: комплексный анализ текста;

Ход урока:

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых интересных произведений И.С.Тургенева повести «Рудин» Вопрос, на который каждый из вас попытается ответить самостоятельно, звучит так : « Можем ли мы назвать Рудина человеком идеи ?»

Нигде так не проявляется особенность психики человека, как в его речи. То есть, наша речь отражает наш способ мысли. Характер движения нашей речи – это способ осмысления мира.

Человек проявляется в трех ипостасях: мысли, слове, поступке.

Давайте посмотрим, как наш герой реализует свое призвание человека идеи.

Учащиеся под руководством учителя работают с текстом повести

1.Анализируются эпизод рассказа Рудина своей студенческой жизни .

2.Учащиеся выбирают из текста слова, сочетания слов, иллюстрирующие мысль, слово, эмоции Рудина. В тетради появляются предполагаемые ответы:

Обилие мыслей мешало; Образы сменялись образами, он не искал слов (синоним «не задумывался» ). Мысли казались(!) обращенными в будущее; Что-то высшее, неожиданное ».Это все о мыслях Рудина.

А теперь выпишем, как он говорит:

« Слова сами приходили на уста, слово лилось из души (не из сознания !) Пылало всем жаром, набросал громадную картину; говорил не совсем ясно; недоставало красок; владел музыкой красноречия».

Говоря об эмоциях героя, учащиеся делают вывод, что им владеет поток собственных ощущений.

3.Вывод для записи в тетрадь:

У героя слишком много общих слов, И.С. Тургенев подчеркивает их не -определенными местоимениями( что-то, куда-то). Рудин не анализирует самого себя, у него идет поток мыслей, который ему мешает. Автор даже неявно подчеркивает отсутствие мысли словосочетанием « недоставало красок» .

Говорящий говорит ради адресата, а что мы видим у Рудина? « …слушатель не понимал в точности …» Но ! парадокс : «… у слушателя глубоко вздымалась грудь, какие-то завесы разверзались, что-то лучезарное открывалось впереди».

А как герой видит слушателя, проявляет ли к нему интерес во время речи? «… не глядя ни на кого в особенности, вдохновенный общим сочувствием и вниманием».

4.Лексическая работа : обаяние – баять- байка- говорить (то есть, заключать в сферу своего воздействия, обволакивать).

Ключевые слова его речи :ударять - звенеть .

Можно сделать вывод о способе его общения как о жестком.

Отсюда проявится (из его речи) и его жизненное существование.

5.Давайте посмотрим в тексте, разрастутся ли эти линии или они случайны.

А) «покорять»

Лежнев о молодости Рудина: «… он всячески старался покорить …», « он человек хорош и обворожителен, но пока не затронуто его честолюбие»

Вывод: наша мысль находит свое подтверждение в тексте

Б) «разрушение»

Рудин всем начинает объяснять и разъяснять, но опыта собственного осмысления жизни у него нет, поэтому он все разрушает.

6.Рудин и поступок.

Сам Рудин подвигает Наташу к объяснению в любви. Он не анализирует свои действия, а говорит : « Скажи, что ты любишь меня». Он как бы уговаривает себя в этом, убеждает, что счастлив.

Парадокс: так увлекаться страстно может только бесстрастный человек.

Пейзаж подчеркивает отсутствие любви: «… растворенные в воздухе сладострастие»

И встреча влюбленных будет на пруду, где все подчеркивает мертвенный пейзаж

Их разговор акцентируется словами : он- сказал, ответил.

Он- « … что вы намеренны делать

Рудин снова прячется за словесами.

Она – «внимательно, стиснув зубы ,смотрит на него»

Он- « я ничего сообразить не могу», « кругом идет голова», «удивляюсь, как вы можете сохранять хладнокровие»

Вывод для записи в тетради :

Рудин не способен на поступок, для него важна более словесная игра. Вспомним его мысль: « …ей нужна не та любовь, которую я чувствовал.» Глагол употребляется в прошедшем времени, он любил, но уже этих чувств у него нет .

7.Слово учителя:

Согласны ли вы, что цельность натуры человека проявляется в мысли, слове, поступке?

Как в этих трех ипостасях раскрылась личность Рудина?

В чем вы ему сочувствуете и в чем осуждаете ?

Можно ли назвать этого героя человеком идеи ? А кого можно ? Приведите примеры?



Д.З. Творческая работа « Можем ли мы назвать Рудина человеком идеи?»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ