Конспект урока по Литературе "Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?" 7 класс

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?


Есть три непобедимые вещи:

гений, доблесть, рождение.

П.Я.Чаадаев.

Цели урока:

Обучающая -  продолжить формирование умения анализа драматического произведения;

Развивающая рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в трагедии.

Воспитательная воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина

Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов трагедии, индивидуальные задания, анализ и др.

Словарная работа: реквием

Оборудование: портрет Пушкина, музыка Моцарта, презентация, эпиграф к уроку.


Ход урока


Анализ

Учитель


Ученик

1.Вступительное слово учителя

(прием «яркое пятно»


П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А



П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы









Слово учителя

С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил "Зависть"

(слайд 2).

- Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней.

- Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор?

- А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте аллегорические образы.






Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет.

- Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека?


Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса.

Фиксирует тему на доске (слайд 3).




















- Хаос изображенного, ужас и страх.


- Иносказание, аллегория.


-Аллегория - иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе.

Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.








- Чувство зависти.




-Что в глубине души моей лежит?


2. История создания трагедии (слайд 4)

- Какова история создания трагедии?

Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Пушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.В заметке о Сальери(1833)Пушкин пишет: ««В первое представление „Дон Жуана“, в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы, в бешенстве, снедаемый завистию. Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца»

Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)




Подводящий диалог



П

О

И

С

К


Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я



































































































































итоги











Домашнее задание



3.Анализ сцены со слепым скрипачом (слайд 5).

На протяжении всей пьесы Сальери сначала подсознательно, а затем сознательно готовиться убить Моцарта.

- Какую роль играет в укреплении замысла Сальери сцена со слепым скрипачом?

Какую роль он играет в развитии действия?

Каково отношение к слепому музыканту Моцарта и Сальери?

Как меняется в лице Сальери?

Что мучает его?




- Таким образом, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери. Каких именно?


4. Анализ монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж» (слайд 6).

- Как соотносятся эпизод, когда Моцарт играет Сальери свое новое творение, и монолог Сальери «Жду тебя, смотри ж»? Почему Сальери не отпускает Моцарта, просит, чтобы тот играл ему?











- Почему игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его? В чем теперь видится Сальери его миссия?










4. Анализ сцены II.
Крушение теории Сальери
(слайд 7).

-Каким видит Сальери Моцарта в начале сцены II?









(слайд 8)

- Что усматривает Сальери в известии о создании Моцартом «Реквиема»?


5. Финал трагедии.

- Можно ли Сальери назвать хладнокровным убийцей?


- Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?







- Как повлияла на Сальери

мысль Моцарта: «…гений и злодейство – две вещи несовместные»?



- Сожалеет ли Сальери о содеянном?











6. Слово учителя. Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется "Зависть". В нем отражено наказание Сальери.

Выразительное чтение учителем стихотворения.


Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик - Этот счастлив. Тот - велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит

То, что ей в других претит.




- Что значит "убивает свет?" Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения.


7. Рефлексия.

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?

8. Вывод.

- Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ?



- Какова миссия человека на земле?

-Прочитать главы 1-3 из повести Пушкина «Капитанская дочка».



Выразительное чтение учащимися фрагмента.

- Сальери как будто утверждается в своей мысли, что Моцарт – «гуляка праздный», легкомысленно относящийся к искусству вообще и к своему творчеству.. Серьезного, даже мрачного Сальери оскорбляет веселость Моцарта, его смех, шутки, жизнерадостность. Вместе с тем мысль о гениальности Моцарта не оставляет Сальери. Недаром он приравнивает произведения Моцарта к созданиям Рафаэля и Данте.


- низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.


- Сальери, несмотря на снедающую его зависть, в первую очередь, музыкант, композитор, и поэтому, он преклоняется перед гением Моцарта, жаждет слушать его новые творения, совершенно искренне восхищается ими. И зависть с новой силой просыпается в его душе, и вновь он негодует на то, что «легкомысленный» Моцарт не понимает своего высокого назначения.


Выразительно чтение учащимися монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж».


- Игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его. Зависть Сальери прикрывает высокими рассуждениями о своей миссии, о своем призвании «остановить» Моцарта. Он хочет убить гения, чтобы «жрецы, служители музыки» не чувствовали своей творческой несостоятельности по сравнению с ним.


- Моцарт в этой сцене серьезен и задумчив. Сцена опровергает мнение Сальери о нем как о «гуляке праздном». Моцарт изображен таким же композитором-тружеником, любящим свое дело.

Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.


- Моцарт предчувствует свою смерть.



- ответы учащихся

Выразительное чтение финала пьесы.


- Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

- Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.


- Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей, «Бонаротти». По легенде великий скульптор, живописец и архитектор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти убил своего натурщика, чтобы «натуральнее» передать предсмертные конвульсии Христа.






































ничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления.





Учащиеся высказываются.



- Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.

- Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ