Конспект урока по Литературе "«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери" 7 класс
Елистратова Ксения Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 7» г. Череповца
Использование аудио- и видеоматериалов на уроках литературы в среднем звене (на материале изучения произведения «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери)
Тема: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери: проблематика и поэтика (межпредметные и интегративные связи на уроке литературы в 7-ом классе)
Класс: 7-ой
Оборудование: доска, проектор, ноутбук.
Ход урока:
Учебная ситуация
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Сообщение темы и цели урока
2. Биография автора
3. Просмотр и обсуждение увиденного.
4. Беседа по тексту
5. Прослушивание аудиофайлов и обсуждение услышанного
6. Подведение итогов.
7. Д/з.
Сегодня мы будем говорить о самом известном герое литературы XX века – Маленьком принце. Цель урока – ответить на вопрос: к чему призывает нас главный герой сказки? Чему он нас учит?
Прежде чем говорить о сказке, я прошу вас познакомиться с краткой биографией её автора. (Выступает 1 ученик с небольшим сообщением о биографии А. де Сент-Экзюпери).
Последним произведением Сент-Экзюпери стала сказка «Маленький принц». Иллюстрации к своей книге автор нарисовал сам. Почему автор обратился к этому жанру? (Сказка даёт возможность сделать обобщение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Экзюпери).
Прежде, чем мы приступим к непосредственному анализу, обратимся к песочной анимации Елены Храмовой «Маленький принц» (просмотр анимации). Далее – сопоставление анимации и сказки А. де Сент-Экзюпери. Вопросы для обсуждения: 1) Понравилась ли вам анимация? 2) Какие эпизоды запомнились? 3) Когда больше всего переживали и волновались? За кого? 4) Когда улыбались? Над кем или чем? Почему? 5) Похожа ли анимация на сказку? Что общего у анимации со сказкой? Давайте восстановим фабулу сказки и анимации, то есть кратко перескажем произведения, сохранив только самое главное. Фабула сказки осталась в анимации без существенных изменений. Что же тогда отличает анимационный фильм от сказки? (составление литературного текста с его анимационным воплощением: перечитывание текста эпизода, его просмотр и обсуждение). Почему некоторые эпизоды вообще не вошли в анимационный фильм? Давайте обратимся к взрослым героям сказки. С кем из взрослых знакомится Маленький принц во время своего путешествия? (В поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди). Почему у астероидов вместо названий номера? Почему астероиды не заслуживают названия? (Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330 – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира – разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах. Это собирательные образы нечестивцев). Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов? План ответа: (кто обитал, чем занимался, что ценно): 1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля); 2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца); 3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы); 4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека); 5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика); 6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа). Итак, что у нас получилось? В сказке каждый образ является символом. Какие еще символические образы Вы выделите в сказке? (Роза, Лис). Попав на Землю, Маленький принц вскоре обнаружил сад, полный роз. Как вы думаете, почему в этот момент он почувствовал себя очень-очень несчастным? (Вид пяти тысяч роз приводит принца в отчаяние. Значит, роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). И в эту трудную для принца минуту перед ним появляется Лис. Эпизод приручения лиса – автобиографический. В одном из писем родным, посланным из Кап-Джуби в 1928 году, Сент-Экзюпери упоминал о попытке приручить сахарского лисёнка. Прочитаем диалог Лиса и маленького принца по ролям (начало XXI главы до слов «…если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу»). (Слушаем текст Татьяны Алешиной «Песня Лиса»)
Чему учит Лис маленького принца? (Лис объяснил Маленькому принцу, что значит настоящая любовь и дружба. Что это всегда духовная связь, ответственность, забота о близком человеке). И теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он её «приручил». Она дороже ему всех роз на свете. Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? Найдите ответ в конце XXI главы (Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил, ты в ответе за свою розу).
В этих словах заключена очень важная мысль. Поэтому-то Маленький принц и возвращается к своей розе, что он в ответе за неё. Ради того, чтобы улететь на свою планету, он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, отважный принц примет её, потому что он в ответе за свою маленькую планету.
Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания Маленького принца со взрослым человеком. (От слов «Напрасно ты идёшь со мной…»). Перед тем как улететь, Маленький принц «кое-что подарил» своему взрослому другу. Что это был за подарок? Ответ вы можете найти в той же XXVI главе (Звёзды): «У каждого человека свои звёзды… Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звёзды смеются…» (Слушаем песню Елены Камбуровой «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева из к/ф. «Пассажир с «Экватора», 1968))
Д/з: лейтмотивы «Маленького принца» в современной культуре (фильмы, мультфильмы, мюзиклы, различные песенные тексты). Цель: создание проекта-презентации по теме «Маленький принц сегодня», где учащимися будет проведен сопоставительный анализ эпизодов текста-прототипа и его вторичных репрезентаций).
Слушают.
Записывают.
Слушают.
Слушают.
Размышляют.
Обсуждение увиденного. Сопоставительный анализ сказки и анимации
Размышляют.
Отвечают
Читают
Слушают
Размышляют
Читают
Слушают
Записывают д/з
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ