Конспект Урока по литературе на тему: "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничий России в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»"










Конспект

Урока по литературе

на тему:

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничий России в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

(по I действию),












Тема:

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России

в комедии Н.В.гоголя «Ревизор» (по I действию)

Цели:

  • раскрыть жизненную основу комедии;

  • понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям;

Методика:

аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство,

мо­шенничество.



Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа.

  3. Работа над I действием пьесы. Словарная работа. Ответы на вопросы, выполнение заданий, записи выводов в тетрадях.

  4. Заключительное слово учителя

  5. Объяснение домашнего задания.

Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.

  3. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.












Оформление доски




Словарная работа



страх,

инкогнито,

произвол,

казнокрадство,

мо­шенничество.














Число

Классная работа

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничий России

в комедии Н.В.гоголя «Ревизор»

(по I действию)

добродушные жулики

из «Ревизора».

В.Набоков



Иллюстрации









































Ход урока

... добродушные жулики

из «Ревизора».

В. Набоков.

  1. Орг. момент и целеполагание.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», попытаемся раскрыть жизненную основу комедии.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о Гоголе-драматурге, о создании его бессмертной комедии «Ревизор», о композиции комедии, познакомились с афишей, т.е. с действующими лицами.

Н.В. Гоголь говорил, что если мы хотим понять драматическое произведение и его автора, то должны подробнее познакомиться с действующими лицами. Итак, прислушаемся к совету Н.В. Гоголя и ещё раз обратимся к афише пьесы. Откройте учебник на стр. 204.

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский – городничий.

-Что особенного вы заметили в его фамилии? (Двойная фамилия)

- И только? Что вы можете сказать о значении слова «сквозник»? (СКВОЗНЯК - Сквозной ветер, сквозная струя воздуха).

- Что вы можете сказать о городничем? (……). (Он самый ловкий среди всех чиновников, самый проницательный. Он знает все ходы и выходы, как «сквозняк»).

- Анна Андреевна. ( Ничего особенного)

- Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья.

- Ребята, что вы можете сказать об этой фамилии?

(«Говорящая» фамилия. Говорит о том, что герой относится к своим обязанностям «тяп-ляп», т.е. спустя рукава, порядка в его ведомстве нет. А ведь он заведует судом!)

- Мы с вами обратили внимание только на фамилии нескольких героев. О чём вы подумали, познакомившись со списком действующих лиц?

Вывод (Автор многим своим героям даёт говорящие фамилии, чтобы помочь читателю, зрителю лучше понять их характер).

К.С. Станиславский ( СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра,). В 1898 основал Московский Художественный театр (МХАТ)).


советует читать пьесу просто, но с хоро­шим пониманием сути, главной линии её внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, что «лучший способ познать пьесу - это проследить: как зарождается и развивается в ней кон­фликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его пове­дение?»

Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.

Так что же такое драматургиче­ский конфликт без которого нет пьесы?

КОНФЛИКТ –Столкновение, серьёзное разногласие, спор. Вступить в конфликт.


Так между кем и кем происходит конфликт в пьесе «Ревизор»? Это один из тех вопросов, на который нам придется ответить чуть позже.


  1. Работа над I действием пьесы.

- Ребята, дома вы прочитали 1 действие пьесы. Но может быть кто-нибудь из вас прочитал всю пьесу? Я уверена, что вы внимательные читатели и ответите на вопросы:

-Когда происходит действие в пьесе? Назовите год. (Время действия - 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.)

- А теперь давайте обратим внимание на уездный город. Посетим его важные заведения, заглянем туда и увидим, как обстоят там дела.

Задание.

Прочитайте 1, 2 явление I действия и нарисуйте образ уезд­ного города.

(Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Стр. 209, 210,211 Городничий о богоугодных заведениях. Присутственные места. Учебные заведения.

(1,2 явление читаются вслух заранее подготовленными учащимися и проверяется домашнее задание (табличка о чиновниках уездного города), затем I действие учащиеся перечитывают до конца).





Вывод: Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, чита­телями, образ города. Из реплик персонажей и материала таблицы мы можем делать некоторые выводы об особенностях этого города.

Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что лю­ди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

Слово учителя.

Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие и те­перь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта.

Для этого вновь вернемся к первой фразе Городничего, произнесенной в первом явление I действия:

- Прочитайте первые фразы Городничего в первом действии.

(…К нам едет ревизор).
Почему эта фраза навела страх на городских чиновников?

(Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно).

Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой си­туации состоит в особого рода игре. Городничий представляет ситуацию, что в городские заведения приходит ревизор. Все знают, что один хочет «найти и нака­зать», другой «скрыть и уйти от ответственности». Таким обра­зом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия. построенной на обоюдном обмане двух её участников - ревизора и ревизуемого.

Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей. Поэтому эта фраза на всех чинов­ников наводит страх, так как мы сказали уже выше, что дела в городе, где происходит действие пьесе, идут из рук вон плохо.


- Скажите, ребята, какие меры пытаются принять чиновники
перед приездом Ревизора?


(Они говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на реальное исправление не­достатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода ла­кировку действительности).

Таков фон для развертывания действия комедии своего рода интриги. Поэтому с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, который возрастает от действия к действию и найдет своё максимальное вы­ражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна (литературовед), «ревизор» - это целое море страха».


Задание.

Подтвердите эти слова текстом, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках:


Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня ин­когнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть... стр.212-213

Бобчинский. ... так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом. Стр215,

Стр.116

Городничий. ... Пусть каждый возьмет в руке по улице ... черт возь­ми, по улице! - по метле! И вымели бы всю улицу, что идёт к трактиру, и вымели бы чисто. Стр.117

(Учащиеся приводят и другие примеры и продолжат наблюдение над II, III действиями).


- Итак, что является завязкой комедии?


(Критики считают, что в первом же действие две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.)


Завязывается миражная интрига при появлении Бобчинского и Доб­чинского с известием о ревизоре.


Слова Добчинского


("Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов"), подкрепленные замечаниями Бобчинского ("Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу... так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом"), по совер­шенно непонятной причине убеждают чиновников в том, что за Иваном Александровичем Хлестаковым и скрывается "инкогнито проклятое".


Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо.

Гоголь раскрывает самый момент «ошибок». То, что Хлестаков загля­нул в тарелку Бобчинского и Добчинского, послужило основанием для го­родничего принять его за ревизора. А так же решающими аргументами в определении личности ревизора явились его «недурная наружность», «пар­тикулярное платье», «в лице этакое рассуждение... физиономия... поступ­ки», а главное то, что другую уж неделю живёт в городе, «из трактира не едет, забирает все на счёт и ни копейки не хочет платить».

Скажите, ребята, почему же городничий, который всех обманывал, воровал искусно, мог выйти сухим из любой ситуации, принимает этого молодого человека за ревизора?

(Им овладел страх, он был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказа­тельством).


III. Заключительное слово учителя.

С этого момента события начинают разворачиваться быстро, активно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распо­знать, что за человек приезжий чиновник: молодого человек «скорее про­нюхаешь, - убежден городничий - беда, если старый черт...»


О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе» «хватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подска­зывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокро­венные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с минным ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.


Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина - Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», т.е. частным об­разом, неофициально, «для прогулки».


  1. Домашнее задание.


    1. Почему? (на этот вопрос вы дадите дома небольшой письменный ответ,
      прочитав II, III действия комедии.)

    2. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого дейст­
      вия.

    3. Внимательно прочитайте явление восьмое II действия. Обратите вни­
      мание на то, как показаны изменения в мыслях, чувствах, поведении
      героев?



    1. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию
      городничего и Хлестакова их диалоге: {Немного оправившись и протя­-
      нув руки по швам, робея, в сторону, вытянувшись и даже всем телом,
      дрожа, в сторону, вслух, в сторону, в слух, в сторону, с лицом, прини­-
      мающим ироническое выражение, вслух, - это городничий. Кланяется,
      сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко, храбрясь,
      стучит кулаками по столу, в размышлении, - это Хлестаков).


    1. Подумайте над эпиграфом к уроку? Добродушны ли жулики из «Реви-­
      зора»?

СТРАХ, –а (–у), м.

1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. Задрожать от страха (со страху). Навести с. на кого–н. Нагнать страху (напугать; разг.). Держать кого–н. в страхе (в полном повиновении и постоянной боязни). Под страхом чего–н. (под угрозой). На с. врагам (чтобы боялись враги). У страха глаза велики (посл. о том, кто, раз испугавшись, всего боится, преувеличивает опасность). С. за детей (тревога). Навязчивый с. (психическое заболевание; спец.).

ИНКОГНИТО.

1. нареч. Под вымышленным именем, не открывая своего подлинного. Путешествовать и.

2. нескл., ср. Пребывание под вымышленным именем. Раскрыть своё и.

3. нескл., м. и ж. Лицо, скрывающее своё имя. Опять явился (явилась) вчерашний (вчерашняя

ПРОИЗВОЛ, –а, м.

1. Своеволие, самовластие. Творить п. Грубый п.

2. Необоснованность, отсутствие логичности. П. в рассуждениях.

  На произвол судьбы (оставить, бросить) кого — не заботясь о чьём–н. положении, в беспомощном состоянии.

КАЗНОКРАДСТВО, –а, ср. (устар.). Обкрадывание казны, государства.

МОШЕННИЧЕСТВО, –а, ср. Обман, жульнические действия с корыстной целью.



10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ