Конспект урока по Литературе "Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев" 7 класс


План-конспект урока литературы в 7 классе

Иванова Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МОСШ №3 г. Белоярский ХМАО-Югра



Тема урока: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев.

Цели: 1) сопоставление двух литературных героев – Остапа и Андрия;

2) развитие понятия о литературном герое;

3) воспитание любви к Родине, осуждение предательства Андрия.

Оборудование: презентация «Остап и Андрий»,

презентация «Литературоведческие термины»,

музыка для релаксации,

портрет Н.В. Гоголя.


Ход урока:


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Дежурные, доложите о явке учащихся на урок!


Сегодня на уроке отсутствуют

по болезни…человек, по

неизвестной причине…

учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть отрывка из повести «Тарас Бульба» «Степь…»

Участвуют в оценивании

одноклассников (устно) по плану:

1) знание текста;

2) выразительность;

3) умение передать мысли,

настроение автора.

3. Сообщение темы, целей урока.

Ребята, откройте тетради по литературе, запишите число- шестое декабря, тему урока: «Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев». Следовательно, сегодня мы сопоставим двух героев повести, при этом подчеркнем черты сходства и отличия Остапа и Андрия, ответим на проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил отчизне?» (Слайд 1)

Учащиеся записывают в

рабочих тетрадях по

литературе дату, тему

урока, проблемный вопрос.





4. Работа с литературоведческими

терминами.

1.Уточним литературоведческие термины.(Слайд 2-4) Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков. Среди многочисленных героев повести выделяются

Тарас, Остап, Андрий. Остановимся на характеристике двух братьев.

2.Обращаю ваше внимание на то, что мы узнаем

о героях повести :

а) по поступкам – сюжетно- динамическая характеристика;

б) из рассказов автора - прямая характеристика;

в) из косвенных средств создания образа героя - сопоставительная (сравнительная) характеристика.


Ребята записывают термины в

тетради

5. Обобщение и систематизация знаний.

Характеристику героев повести можно оформить в виде таблицы. (Слайд 5-6)

Учащиеся вычерчивают таблицу и заполняют ее в ходе обсуждения поступков героев.


Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание


10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.


6. Релаксация.

«Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

7. Обсуждение проблемного вопроса.

-Почему Андрий идет в осажденный город?



-Почему юноша предал отчизну?









-Изменил ли себе герой?


(Слайд 7)

Учащиеся отвечают:

-У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

-Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

-Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

8. Информация о домашнем задании.

Характеристика Тараса Бульбы (устно). Повторить литературоведческие термины. Рисунки по мотивам повести.

Школьники записывают в дневники домашнее задание.

9. Рефлексия.

-Каким было преобладающее настроение?

-Какой герой вам более близок и почему?

-Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

-Объявление оценок за урок.

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ