Конспект урока по Литературе "Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан»"

Тема урока:

Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан».


Цель:

раскрытие значения образа женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан».


Задачи:
1) образовательная
: проанализировать символику образа женщины в мировой культуре, религии и показать особенности его раскрытия у М. Жумабаева;
2) развивающая: развивать интерес к творчеству наших писателей-земляков, умение анализировать и высказывать свою точку зрения;
3) воспитательная
: воспитывать чувство ответственности за свои поступки.


Тип урока: урок с использованием ИКТ.


Оборудование: интерактивная доска, кадры из фильма «Безвинный грех», выставка книг М. Жумабаева.


План урока.

Этапы урока


Формы и методы урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Мотивационное начало.

«Мозговой штурм».

 

3. Знакомство с темой урока.



3.1. Основные этапы жизни и творчества М. Жумабаева.

Презентация.

3.2. Культурологический комментарий: образ женщины в мировой культуре и религии.


Презентация.

3.3. Анализ отрывка из поэмы «Батыр Баян».


Беседа.


4. Итог урока.

Рефлексия.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивационное начало.

Определите, о каком поэте сегодня будет идти речь.


Первая подсказка.

Повсюду по имени знают меня,
Я выйти сумел из воды и огня.
Орел я с кровавыми лохмами в лапах.
Чтоб труса я праздновал – не было дня.


Вторая подсказка.

Я грозный лев, кто сдержит мой напор?

Я тигр, который устрашает взор.

Я в небе – туча, на земле буран,

Бушующий с равнин до самых гор.


Третья подсказка.


Его называли киргизским (т.е. казахским) Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то даже похож на Сергея Есенина – то ли волнами вьющихся волос, то ли искренностью в глазах, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе. И все-таки как бы ни называли, с кем бы ни сравнивали (…), он был и остается самобытным казахским поэтом, звездой первой величины в созвездии мировых поэтов.
В. Брюсов.

3. Знакомство с темой урока.
Образ женщины в рассказе М. Жумабаева «Грех Шолпан».

Сила женщины –
в семье.
Н. Рерих.

3.1. Основные этапы жизни и творчества М. Жумабаева.

М. Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Булаевском районе Северо-Казахстанской области на берегу озера Сасыкколь. Новорожденному дали имя Абилмагжан, он стал третьим сыном в семье. Но именно ему дед предрекает прославить род Жумабаевых.

Осенью 1910 года Магжан Жумабаев едет в Уфу и поступает в медресе «Галия». Медресе «Галия» - одно из самых престижных учебных заведений в начале ХХ века.

В 1913 году поступает в Омскую учительскую семинарию, в 1916 году с отличием ее заканчивает. Начинается общественная деятельность, учительство, работа в газете, написание стихов… Будучи студентом, Магжан сочиняет прекрасные стихи, вошедшие в сборник «Шолпан».

1929 год стал для поэта роковым – М. Жумабаев приговорен к 10 годам лишения свободы.

Народному комиссару Внутренних Дел КССР
От заключенного Жумабаева Магжана
6.1.38.

    

   Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю, что предъявленные мне обвинения в том, что я, Джумабаев, занимался на протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я, Джумабаев, начал заниматься с 1919 г. и продолжал эту работу до 1929 г. т.е. по день моего ареста и отправки в лагеря. По отбытию таковых и возвращения в Казахстан в 1936 г. я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного государства…


Жумабаева арестовали по обвинению в японском шпионаже, троцкизме и буржуазном национализме.


8 июля 1960 года решением военного трибунала Туркестанского военного округа М. Жумабаев посмертно реабилитирован. А в 1988г. полностью реабилитирован.


Магжан Жумабаев не был предан забвению. Родная земля вернула дань уважения поэту.


М. Жумабаев – автор сборника стихотворений «Шолпан», цикла стихов о Туркестане, поэмы «Батыр Баян». Но лишь одно произведение написано им в прозе – рассказ «Грех Шолпан», в котором ключевым является образ женщины.

Вопрос 1. С какими образами связывается у вас слово «женщина»?



Женщина






3.2. Культурологический комментарий. Символика образа женщины в мировой культуре и религии.

В большинстве древних европейских культур различают три образа женщины.




Женщина

Женщина- Женщина – Женщина -

соблазнительница Великая мать Возлюбленная



1. Женщина-соблазнительница представлена образами сирены, ламии.


Очаровывает, околдовывает или соблазняет мужчин, уводя их с «пути истинного».





2.Женщина - Великая мать
выступает в образе матери-земли или матери-природы, т.е. всеобщей матери



3. Женщина – возлюбленная, или anima


Объект восхищения, созерцания






Образ женщины в христианстве.

Женщина




Священная мать Личная святыня любого

мужчины, хранительница очага


В патриархальной культуре функция женщины заключалась в рождении сыновей, а все прочее считалось не только излишним, но и достойным порицания.


Образ женщины в мусульманстве.

Архетип женщины-матери, посланницы иного мира, олицетворяющей высшее, творческое начало человечества.


Из общего древнего архетипа женщины-матери исходят образы женщины в казахской литературе:
Женщина

Женщина- Девушка-джигит, «Ер мінезді»

Мать невеста жена возлюбленная



Итак, в европейской (католической), православной, мусульманской культурах традиционным явился образ женщины – матери.


Вопрос 2.

Что в образе Шолпан противоречит традиционному образу женщины?

Шолпан отвергает предназначение женщины как матери: «…дни проходили за днями, год сменялся годом, а  Шолпан  все была счастлива и жила только для Сарсенбая…и молила бога об одном: «не посылай дитя!» («бала берме!»)



Вопрос 3.

Почему отречение Шолпан от материнства оказалось губительным для нее?

Отречение = грех
Грех –
1) сознательное и свободное противление воли человека нравственному закону и божественной воле;
2) поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе (с нерелигиозной точки зрения).



«…он (Сарсенбай) отбросил в сторону плетку, сорвал одеяло с жены, за руку стащил ее на пол и начал в бешенстве пинать ее ногами.  Шолпан  молчит, закрывает руками то голову, то грудь. Но вот Сарсенбай, остервенев, пнул ее в живот.  Шолпан  охватила живот руками и простонала: "Дитя..." Одного этого слова Сарсенбаю было достаточно, он взревел как бешеный…»



В 2006 году по рассказу «Грех Шолпан» казахстанским режиссером Болатом Шарипом был снят фильм «Безвинный Грех».




Вопрос 4.
Как изменяется восприятие рассказа в соответствии с режиссерской интерпретацией его названия?

В фильме в отличие от рассказа Магжана Жумабаева ребенок остается жив.


Проблемный вопрос: можно ли оправдать Шолпан?


4. Итог урока.


Итак, рассмотрев образ женщины в разных культурах, мы смогли проанализировать особенности образа женщины в прозе М. Жумабаева.
Раскрытие образа женщины в рассказе «Грех Шолпан» затрагивает те нравственные проблемы и преступления, которые актуальны и в современном обществе: измены, распад семьи, матери-одиночки, детоубийство.
В начале урока мы говорили: «Сила женщины - в семье». Сейчас нужно добавить: «Как раньше любящее сердце матери, жены, невесты и возлюбленной могло вдохновить на подвиг, на труд, на самопожертвование, так и теперь то же любящее сердце женщины должно вдохновлять и подвигнуть на новые подвиги труда и совершенствования» Н. Рерих.


Домашнее задание: написать эссе на тему: «Сила женщины – в семье».


Выставление оценок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ