Конспект урока по Литературе «Особенности жанра баллада на примере баллады И.Гётте Лесной царь» 7 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №452
г. Санкт-Петербург
Конспект пробного урока по литературе,
составленный для учащихся 7 класса школы №452,
тема:
«Особенности жанра баллада на примере баллады И.Гётте Лесной царь»
Конспект составил учитель
русского языка и литературы
Анциферова Екатерина Михайловна.
Тема: Особенности жанра баллада на примере баллады и. Гётте «Лесной царь»
Цель: раскрыть особенности жанра «баллада»
Задачи:
познакомить с жанром баллада и творчеством Жуковского
сопоставить текст с подстрочником оригинала
учить соотносить поэтического и музыкального материала
развивать навыки выразительного чтения
План урока с учётом времени:
Этап урока:
Время:
Орг. момент
30 сек.
Актуализация знаний
5мин.
Изучение нового материала
20 мин.
Работа с подстрочником.
составление таблицы
10 мин.
Прослушивание аудиозаписи «Лесной царь»
5 мин.
Подведение итогов урока.
2 мин.
Ход урока:
Этап урока:
Ход урока:
Орг. момент
Здравствуйте, меня зовут Екатерина Михайловна.
Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: рабочая тетрадь, дневник, пенал.
Садитесь.
Актуализация знаний.
На предыдущем уроке Вы познакомились с ещё одним великим русским поэтом - Василий Андреевич Жуковский.
А какой был любимый жанр у Василия Андреевича Жуковского? (баллада)
Абсолютно верно.
Изучение нового материала.
И сейчас мы продолжим изучение этого жанра баллада.
Как вы уже знаете, Жуковский переводил баллады с других языков, которые становились совершенно оригинальными произведениями. Так же он стал создателем русской баллады.
Сегодня на уроке мы познакомимся с переводом баллады Гёте «лесной царь», цель урока- раскрыть особенности жанра «баллада», но прежде давайте выясним, какой же жанр называют балладой.
Обратитесь, пожалуйста, к раздаточному материалу, я даю Вам 2 минуты, но то, что бы Вы прочитали определение баллады и объяснили мне своими словами, что же это за жанр такой.
БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую)- возникла в европейской поэзии в середине века первоначально во Франции и была хороводной песней. В целом представляет собой лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом. Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму.
Откройте свои тетради и запишите определение баллады.
У Жуковского всего 39 баллад, из них большую часть составляют переводы баллад иностранных писателей. Жуковский
Акцентирует те мотивы, которые важны ему, и выбирает те произведения, которые ему наиболее созвучны. Жуковского привлекают произведения, где затрагивается тема борьбы добра со злом и выбора человека между этими двумя началами.
Теперь мы с Вами подробно разберём балладу «Лесной царь»
Баллада «Лесной царь» написана в 1818 году и является переводом баллады Гётте
«Король эльфов».
Учитель читает балладу вслух.
(ученики следят по тексту, в раздаточном материале)
- Какая атмосфера создана в произведении? (предчувствия гибели, трагедии, атмосфера тревоги)
-Каково отношение Лесного царя к младенцу - найдите в тексте.
(«Дитя. Я пленился твоей красотой, неволей иль волей, а будешь ты мой»- желание заполучить его к себе, отлучить от отца, от жизни)
-Почему отец не видит Лесного царя?
(это сон больного младенца, его бред)
Хорошо, значит в «Лесном царе» есть все характерные черты баллады Жуковского? (да)
Назовите мне их (образы-пришельцы из другого мира: лесной царь и младенец, разделение на два мира)
Работа с подстрочником
Ребята, мы говорили и читали о том, что В.А. Жуковский, переводя баллады иностранных авторов, создавал оригинальные произведения. Давайте, сопоставим отдельные строки из подстрочного перевода баллады Гёте и баллады Жуковского, и попытаемся определить различия в содержании двух баллад.
( Ученики читают самостоятельно балладу Жуковского и подстрочник)
Василий Жуковский
Гёте
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает?
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
– Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит
Узнаешь прекрасных моих дочерей…
Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя
Родимый, лесной царь созвал дочерей!
Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей?
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
– Мой сын, мой сын, я в точности вижу
Дитя, я пленился твоей красотой
я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму!
Хорошо, а теперь постараемся сделать вывод, в чем разница баллады Гёте и баллады Жуковского?
(в Балладе Гёте ребёнок видит страшного лесного царя, видит его и отец. У Жуковского же всего лишь сон, бред больного ребёнка)
Прослушивание аудиозаписи «Лесной царь»
Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись Франца Шуберта «Лесной царь»- внимательно слушаем и следим затем, как изменяется мелодия на протяжении всей баллады.
(после того, как прослушали аудиозапись -творческое задание)
Сделать иллюстрацию к балладе
«Лесной царь», 5 минут на выполнение работы.
Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведём итоги нашего с Вами урока.
Какова цель нашего урока?
Что за жанр баллада?
С какой балладой мы сегодня на уроке знакомились и кто её автор?
Спасибо за урок!
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой». —
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». —
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». —
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Дословный перевод "Лесного Царя" Гете.
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. – Мой сын, что ты так робко прячешь лицо? – Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом? – Мой сын, это полоска тумана! – Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем – много пестрых цветов, у моей матери – много золотых одежд! –Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает? – Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит. – Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя. – Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей? – Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся... – я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму! – Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно! – Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу – ребенок в его руках был мертв.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу. кизают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Дословный перевод "Лесного Царя" Гете.
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. – Мой сын, что ты так робко прячешь лицо? – Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом? – Мой сын, это полоска тумана! – Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем – много пестрых цветов, у моей матери – много золотых одежд! –Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает? – Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит. – Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя. – Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей? – Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся... – я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму! – Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно! – Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу – ребенок в его руках был мертв
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ