Конспект урока по Литературе "Парадоксы любви в стихотворении В.В.Маяковского " Лиличка! Вместо письма" 11 класс
Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта
"Современные методы и приемы обучения"
Белякова Марина Михайловна
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
школа № 605 с углубленным
изучением немецкого языка
Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ
11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ
В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»
Метод: творчески-поисковый
Цель: показать причинно-следственную связь возникновения трагических парадоксов любви на примере стихотворения
Маяковского, «погрузить» учащихся в парадоксальную ситуацию
анализа стихотворения через попытку давать ответы от лица
поэта ; способствовать становлению духовного мира
учащихся.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран
Оформление кабинета: Портреты Маяковского, Лили Брик, Осипа Брика,
автопортрет Маяковского (картина), авторские иллюстрации
учащихся к стихотворению «Лиличка! Вместо письма»
Раздаточный материал:
1. Синквейн со словом «ПАРАДОКС».
2. Мозаика ассоциаций (слово «ЛЮБОВЬ» как состояние лирического героя).
3. Логическая схема «Состояние души лирического героя»
Оформление доски:
Домашнее задание к уроку:
1.Повторить биографический материал: «Лиля Брик и В.В.Маяковский»
2. Работа с текстом стихотворения «Лиличка! Вместо письма» по вопросу:
«В чем трагичность состояния души лирического героя?»
а) Выписать в тетрадь ключевые образы, характеризующие состояние
лирического героя
б) Сделать таблицу «Состояние души лирического героя» в цитатах :
Он ( лирический герой )
Она
А) позитивное в чувствах и мыслях
лирического героя
А) позитивное в отношении
лирического героя к возлюбленной
Б) негативное в чувствах и мыслях
лирического героя
Б) негативное в отношении
лирического героя к возлюбленной
Индивидуальные задания:
Выразительное чтение стихотворения с элементами театрализации
Презентация с музыкальным сопровождением для чтения стихотворения.
ЭТАПЫ УРОКА.
СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ.
А) Организационный момент.
На пространство (светлая стена как имитация экрана ) проецируется фотография Маяковского. Когда в кабинете включен свет, изображение становится размытым, похожим на силуэт, но при этом создается некий «эффект присутствия» поэта. Оформленная доска закрыта – тему учащиеся не видят.
Учитель: Мы начинаем урок, а за нами как будто наблюдает В.Маяковский. Эффект его присутствия сейчас искусственный – при помощи проектора и компьютера. Но нам нужен поэт живой, без «хрестоматийного глянца». Погрузиться в мир души поэта через его поэзию, вступить с ним в виртуальный диалог – наша задача. Мы сегодня обратимся к исследованию одного из интереснейших стихотворений Владимира Маяковского «Лиличка! Вместо письма». Тему урока вы сформулируете сами. И поможет нам в этом синквейн. Ваша задача – не составить синквейн, отталкиваясь от ключевого слова, а отгадать в нем ключевое слово.
Б) Синквейн (работа в группах): Учащиеся отгадывают ключевое слово синквейна. Слово «парадокс»
Учитель дает точное определение слова «парадокс» (греч. paradoxos — неожиданный, странный, нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом).
Работа с классом:
Б) Какова тема стихотворения «Лиличка! Вместо письма»?
Учащиеся предположительно отвечают следующим образом: любовь, ревность, ненависть, нежность и другие варианты ответа. Акцент обычно при прочтении учащимися стихотворения делается на чувства лирического героя.
Учитель: Теперь совместите ключевое слово синквейна ( парадокс), тему стихотворения (любовь) и предмет нашего исследования (стихотворение «Лиличка!...»). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока сами. Ученики формулируют тему урока.
Вывод: Итак, мы с вами определили тему урока. Учитель открывает доску с написанной темой урока. (см. оформление доски)
В) Работа с эпиграфами.
Учитель: Первый эпиграф уже обозначен в синквейне и помог нам в разгадывании ключевого слова ( Ю.А.Карабчиевский: «В любых проявлениях неординарной личности… Маяковского - постоянное противоречие самому себе»)
- Что вы можете сказать об авторе первой цитаты?
Учащиеся: Юрий Аркадьевич Карабчиевский ( 1938-1992) - исследователь творчества Маяковского, написавший о нем книгу «Воскресение Маяковского», поэт, прозаик, литературный критик-эссеист. В 1986 году в Париже эта книга была удостоена премии имени В. Даля. Умер, приняв летальную дозу снотворного. ( На предыдущих уроках проводился обзор данной книги о Маяковском, с версией Ю.Карабчиевского о личности Маяковского учащиеся знакомы)
Учитель беседует с классом:
- Из какого произведения взят второй эпиграф к уроку?
(Повесть «Гранатовый браслет» Куприна, слова Желткова)
- Не кажется ли вам странным, даже парадоксальным, что именно слова Желткова, обращенные к Вере Николаевне, взяты эпиграфом к уроку? Сопоставление личности поэта Маяковского и образа мыслей героя повести Куприна Желткова вызывает недоумение, не правда ли? Как слова Желткова соотносятся с темой урока? Согласны ли вы с мыслью, что лирический герой стихотворения Маяковского «Лиличка! Вместо письма» и Желтков сопоставимы?
Учитель: Есть такая пантомима у Марселя Марсо (французский актёр-мим, создатель парижской школы мимов, (1923 — 2007)) . Актер примеряет различные маски, снимает одну, надевает другую, и вдруг одна из них, самая неестественная, приходится ему настолько впору, что накрепко прирастает к лицу и никак не снимается. Он мучается, но ничего не может поделать, его усилия составляют жуткий контраст с парадным выражением, застывшим на маске-лице, и так он и умирает, со сведенными руками, с этой нелепой гримасой. Я не случайно рассказала об этом. Даже по воспоминаниям современников трудно определить духовную сущность поэта и человека Владимира Маяковского. И потому ответ надо искать в его творчестве, чтобы отличить застывшую нелепую гримасу от лица. Владимир Маяковский - личность противоречивая и трагическая. Современница поэта М.И.Цветаева утверждала: «Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов…». Ритмику его стихов Цветаева сравнивала с «физическим сердцебиением — ударами сердца застоявшегося коня или связанного человека». А в 90 годы ХХ века поэт был назван «певцом сталинской эпохи», политиком. Понять Маяковского поэта и человека, увидеть за гримасой его истинное лицо нам поможет его поэтическое слово, ведь поэт утверждал, что «каждый же период жизни имеет свою словесную формулу". Мы подошли к моменту урока, который станет отправной точкой нашего парадоксального анализа. Выдвигаем гипотезу исследования.
2.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Учитель: Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии поэта и человека Владимира Маяковского?
Учащиеся: Неразрешенные духовные противоречия – это предпосылка трагедии.
Учитель: Попробуем доказать данную гипотезу.
3. «ПОГРУЖЕНИЕ» В ПРОБЛЕМУ
с использованием мультимедиа технологий.
Театрализация стихотворения учащимся + презентация ( видеоряд портретов Лили Брик, Маяковского, кадров из фильмов с участием Маяковского и Лили Брик с музыкальным сопровождением)
ПРОБЛЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»
Учитель: Мы прослушали стихотворение Маяковского. Вносим элемент парадокса в урок. Под парадоксом принято понимать отклонение от истины, то есть противоречие, которое принимают за истину. Дадим право парадоксальных ответов и вопросов от лица Маяковского «ГРУППЕ ПОГРУЖЕНИЯ». Для этого выберем 2-3 учащихся. ( Учащиеся выбирают «группу погружения»).
Групповая работа:
Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом «Мозаика ассоциации».
-С какими существительными у вас ассоциируется состояние лирического героя стихотворения? Ассоциации ищите в тексте произведения.
1). Мозаика ассациаций ( работа в группах)
Учитель опрашивает по 1 человеку из каждой группы с вариантами ответов и на доске чертит схему. Работа проводится на материале стихотворения. ( Вероятно отклонение учащихся от запланированного набора слов-ассоциаций по тексту произведения. Учитель в ходе беседы должен натолкнуть учащихся на ключевые слова стихотворения, характеризующие состояние лирического героя стихотворения Маяковского.
МОЗАИКА АССОЦИАЦИЙ ( ключевые слова)
Должно получиться следующее:
Работа учителя и учащихся над значением ключевых слов «мозаики ассоциаций»
ПРИМЕЧАНИЕ: ( «мозаика ассоциаций « - авторский прием) .
Словарь.
Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники.
Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз.
Учитель: Сопоставьте слова из мозаики ассоциаций и найдите среди них кардинально противоположные. Между всеми этими словами условно мы можем поставить знак равенства. Создайте из слов «мозаики ассоциаций» ПАРАДОКС.
Ученики: Парадокс: «Любовь – это ад»
Учитель: Данный парадокс и характеризует состояние лирического героя стихотворения Маяковского. Но мы поставим знак вопроса и попробуем решить парадокс-вопрос на уроке. ( см. оформление доски)
- К какой категории состояния любви можно отнести данное стихотворение?
Есть в поэзии стихи о первой любви, о закатной любви, о запретной любви и т.д..
Ученики: Неразделенная, несчастная, сумасшедшая, запретная, грешная.
Учитель: Отталкиваясь от слова «запретная», вместе с классом составляет схему, работая над значением данного понятия.
Кто же запрещает такое чувство и почему?
На что и кому жаловаться?
Что приводит героя к такому парадоксальному состоянию?
Учитель: Учащиеся отвечают кратко, по регулирующим вопросам учителя.
2). Кто такая Лиля Брик?
Учитель: Лиля Брик о Маяковском: «Это было нападение, Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты — буквально. И хотя фактически мы с Осипом Максимовичем жили в разводе, я сопротивлялась поэту. Меня пугали его напористость, рост, его громада, неумная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Володя влюбился в меня сразу и навсегда». «Трагедия двух людей из „треугольника“, которых Маяковский называл своей семьей, заключалась в том, что Лиля Юрьевна любила Брика, но он не любил ее. А Владимир Владимирович любил Лилю, которая не могла любить никого, кроме Осипа Максимовича» (Г. Катанян)
3). Работа со структурно- логической схемой( авторская технология)
Учитель: Учитель работает с текстом стихотворения при помощи структурно-логической схемы «Состояние души лирического героя стихотворения»
в форме беседы с классом. В ходе беседы учащиеся также должны задавать вопросы «ГРУППЕ ПОГРУЖЕНИЯ». «Группа погружения» имеет право на парадоксальные вопросы и ответы от лица Маяковского. Данная форма работы
возможна только с сильными учащимися, способными к «погружению» в материал. Учитель корректирует ответы учащихся и класса.
Объяснение к структурно- логической схеме.
Ключевое слово – АД ( «крученыховский ад»). Вспомним толкование ключевых слов стихотворения: ад и исступление. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется из-за того, что страдает. Все происходящее закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает. Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть , а светлое жизнеутверждающее чувство. Лирический герой приходит отчаянию, отвергая покаяние как путь к очищению души, как шаг к настоящей Любви. Однако ему кажется, что он – воплощение жертвы. О жертве он кричит в отчаянии, а на деле жертва во имя любви привносит в сердце благодать. Мы становимся свидетелями духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к парадоксам. Вспомним, что под парадоксом принято понимать отклонение от истины, то есть противоречие, которое принимают за истину. Тот самый парадокс в любви мы и видим, талантливо преподнесенный поэтом Маяковским в стихотворении. В схеме показаны мытарства души лирического героя в прошлом, которое он вспоминает, в настоящем и будущем. Прошлым он соблазняется, настоящее не принимает, а в будущем надеется на возвращение возлюбленной, поэтому выстилает «нежностью ее шаг», словно заклиная вернуться. Парадокс его любви - в отклонении от понимания истинной любви, непорочной, жертвенной, в роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений, романтизации действительности. У лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий в области любви, что и приводит его к отчаянию.
Учитель показывает обложку к рукописному изданию поэмы
А.Крученых «Ад» с иллюстрациями К. Малевича
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛАССОМ.
Если герой начинает стихотворение с определения своего состояния через соспоставление: «глава в крученыховском аде», то ощущает ли он свою любовь непорочной и безгрешной?
Раскаивается ли он в своем чувстве и почему?
Есть ли ему в чем раскаиваться и перед кем?
Почему, понимая, что его любовь нечиста, греховна, лирический герой жалуется на свое страдание, причем возлюбленной?
Какие противоречия в чувствах и мыслях лирического героя показаны в стихотворении?
Какова причина возникновения этих противоречий, странностей, алогизмов? Все ли в поведении героя можно объяснить с точки зрения здравого смысла? Если нет, то почему, если да, то как их объяснить?
Почему лирический герой адресует «горечь обиженных жалоб» возлюбленной?
Виновата ли она в трагедии его любви и как это характеризует духовный строй самого героя?
Каков реальный образ возлюбленной, если за точку отсчета взять факт, что в стихотворении она показана через отношение к ней лирического героя?
В чем состоят трагические парадоксы состояния лирического героя?
Какова логика состояний героя в лирическом сюжете стихотворения?
12. Какие противоречия, несоответствия стали истоком трагедии ПОЭТА И ЧЕЛОВЕКА Владимира Маяковского?
Составляем логическую цепочку.
Учитель: Сопоставьте мысли апостола Павла о любви и состояние лирического героя в стихотворении В.Маяковского. Какие мысли у вас вызывает данное сопоставление?
Первое послание коринфянам апостола Павла:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
5). ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»
Говоря о парадоксе любви лирического героя стихотворения, мы увидели, что именно несоответствия, противоречия, уклонение от истины в понимании любви приводят его к трагедии. Таким образом мы доказали гипотезу нашего исследования: «Неразрешенные духовные противоречия – это предпосылка трагедии». Лирический герой стихотворения трагичен именно поэтому. А парадокс любви героя - в духовных противоречиях.
Подведем итоги нашего исследования.
Вопрос: Что бы вы могли посоветовать человеку, столкнувшемуся с таким же парадоксом чувств, как и лирический герой стихотворения Владимира Маяковского?
Слово «группе погружения»: учащиеся отвечают на поставленный вопрос, «перекрестный поединок» вопросов-ответов учащихся по теме урока.
5. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Когда человек строит свою жизнь, направляя ее на поиски любви, в которой он нуждается, - неважно, насколько мы будем стремиться смягчить наш приговор над ним,- он сконцентрирован прежде всего на самом себе. При всем нашем сочувствии к нему мы не сможем назвать его любящим. Он сосредоточен на себе, и до тех пор, пока такое состояние будет сохраняться, его способность к любви будет весьма скудной, и он будет оставаться большим ребенком. Способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад – это главное условие для счастья. Подобное отношение к жизни приводит к духовным противоречиям и отклонению от истины, что и кажется как самому человеку, так и его окружению парадоксом чувств. На самом деле для счастливой любви нужно одно условие – научиться разрешать свои духовные противоречия и не принимать их за истину в области чувств. У каждого из вас сегодня сложилось мнение о том, как избежать в своей жизни трагических парадоксов в любви, как жить, чтобы любовь была не адом, а благодатью и счастьем. Нам помог в этом поэт Владимир Маяковский и его стихотворение «Лиличка! Вместо письма». И мы с вами еще раз убеждаемся в том, что литература содержит опыт, помогающий нам предупреждать роковые ошибки в жизни. Я закончу урок словами Н.Заболоцкого:
Откройся, мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Выберите фразу с экрана и сформулируйте краткое высказывание об уроке:
1. сегодня я узнал
2. я понял, что…
3. теперь я могу…
4. я почувствовал, что…
5. меня удивило…
6. урок дал мне для жизни…
7. мне захотелось…
8. я не согласен с ….
6). ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выбрать тему и написать сочинение (не менее 250 слов)
1. «Маяковскому. Вместо Письма»
2. «От Лилички. Вместо письма»
3. От чего зависят трагические парадоксы чувств и можно ли их избежать?
4. Могут ли в душе человека уживаться эгоизм в любви и способность к жертве? ( По стихотворению «Лиличка!...»)
7). СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К УРОКУ:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ