Конспект урока по Литературе "Притчи Иисуса Христа" 6 класс
Урок по литературе. 6 класс.
Притчи Иисуса Христа.
Цель. Повторить знания о Библии, полученные на предыдущем уроке. Познакомиться с особенностями жанра «притча». Прочитать и проанализировать «Притчу о блудном сыне» и «Притчу о добром самарянине». Сопоставить текст ««Притчи о блудном сыне» и репродукцию Рембранта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына».
1.Орг.
момент.
Приветствие, готовность к уроку, оформление тетрадей.
2.Повто-
рение.
-Расскажите о Библии.
-Почему она занимает особое место среди других книг?
-Приведите примеры крылатых слов из Библии.
-Из каких частей состоит Библия.
-Какую историю из Ветхого Завета прочитали?
-Каков её смысл?
3.Слово учителя.
доска
Итак, центральная часть Нового Завета – Евангелие. В нём рассказывается о Иисусе Христе: его рождении, жизни, смерти и учениках-апостолах. В Библии рассказывается далее, что, когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям свое учение.
Он выбрал себе двенадцать учеников — их называют апостолами — и ходил с ними из города в город.
Иисус рассказывал людям небольшие истории иносказательного характера — притчи — так, чтобы они были понятны каждому.
Что такое притча? Притча - поучительный рассказ. Притчи отличаются от повествования тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их герой - один человек, человек вообще.
-Почему Христос учил притчами?
Учение Христа направлено на самостоятельное, личностное осмысление человечеством морали нового времени. «Храм новой веры» невозможно построить в душе раба. Закон Моисея подразумевал слепое, абсолютное подчинение человека Богу: выполняй Закон, а то будешь наказан. Учение Христа давало возможность каждому человеку принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора.
4.Работа с текстом.
доска
Читаем «Притчу о блудном сыне».
* «блудный» - заблудший,
совершивший ошибку,
впавший в заблуждение.
5.Беседа
Герои притчи – отец и сын – поставлены в ситуацию выбора.
-Какой выбор они делают?
(Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, хочет вырваться из-под родительской опеки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним.
Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына - ведь по понятиям того времени разделение имения - обида и оскорбление для родителей, мог отвергнуть сына - ведь по справедливости ему уже ничего не полагается, свою долю он уже получил; мог хотя бы упрекнуть его.
Но отцовская любовь выше справедливости, которой придерживается старший сын. Отец ждал и надеялся на возвращение сына, на его понимание.)
младший сын
отец
старший сын
хочет вырваться из-под родительской опеки, но не умеет построить жизнь по-своему
мог бы хранить обиду на сына и отвергнуть его, но отец ждал и надеялся на возвращение сына, на его понимание
хочет наказания по справедливости
-Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
-Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «был как бы мертв и ожил»?
-В каких известных вам произведениях русской литературы сюжет напоминает эту библейскую притчу? В чём?
(В повести Пушкина «Станционный смотритель» сюжет напоминает библейский, но «блудная дочь», Дунечка, опоздала с возвращением домой - ее отец уже умер, не дождавшись дочери)
- А какие художники обращались к этому же библейскому сюжету в своих полотнах?
Демонстрируются репродукции.
Альбрехт Дюрер (немецкий живописец 16 века), гравюра «Блудный сын».
Иероним Босх (голландский живописец 16 века), «Блудный сын».
Рембрант Харменс ван Рейн ( голландский живописец 17 века) «Возвращение блудного сына».
Василий Дмитриевич Поленов (русский художник 19 века), «Пир блудного сына».
- Что общего во всех полонах?
( Художники хотели передать истинное раскаяние сына и любовь, умение прощать отца. Хотели передать чувство ликования от свершившейся справедливости)
- Как вы думаете, какая из увиденных вами картин на этот сюжет самая знаменитая?
5.Работа с иллюстративным материалом.
Рассматриваем репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
-Сколько персонажей?
-Какие главные?
-Как художник дал это понять?
(свет, первый план)
-Что чувствует отец?
-Как вы это поняли?
(поза – руки на плечах, склонился,
прижимает сына)
-Раскаялся ли сын? Как вы это понимаете по картине?
-Перечитайте определение притчи. Как Рембрандт сумел сохранить в картине жанр притчи?
5. Работа с текстом.
«Притчи о добром самарянине»
*самарянин – житель Самарии,
области к северу от Иерусалима.
Иудеи считали самарян
невежественными, смотрели
на них свысока.
6.Беседа
-Герои этой притчи тоже выбирают, как поступить. Каков их
выбор?
(Священник и его помощник посмотрели и прошли мимо, оставив раненого без помощи. Самарянин же не только помог, перевязал раны, но и отвез пострадавшего от разбойников человека в гостиницу и позаботился о нем.)
-Почему именно в самарянине Христос видит ближнего?
(Он оказал милость несчастному, помог ему, спас его.)
-Кого Христос противопоставляет доброму самарянину?
(Священника и его помощника, которые прошли мимо страдающего
человека. Их поведение страшнее преступления разбойников, потому что
-Почему поведение священника и его помощника страшнее преступления разбойников?
(Разбойники отбирают имущество, но не отбирают жизнь и веру в то, что есть на свете и добрые люди. Священники же, пастыри духовные, своим равнодушием лишают человека надежды.)
7.Итоги и
выводы
Чему учат эти притчи?
(Дороги вера и послушание, но еще дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми).
Таким образом, важно не то, где ты родился, какой ты веры или национальности, а то, какой ты человек. Христос учит ценить человека по его поступкам.
___________________________________________
- Как вы теперь ответите: каково в мире значение Евангелия как библейского текста?
(не только духовное, но и огромное культурное значение, потому что евангельские сюжеты повлияли на создание огромного количества произведений разных видов искусства, особенно на создание произведений живописи)
8. Письменная работа с понятиями
Работа с понятиями.
Найдем черты иносказания в прочитанных притчах.
Блудный сын — человек, не просто потерявший семью, отчий дом, веру, традиции, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственные ориентиры.
Самарянин — не просто человек иной веры, но и вообще чужой человек — становится ближним, если его поступками движет милосердие.
9.Д/з
Напишите сочинение по картине Рембранта Хармеса ванн Рейна «Возвращение блудного сына». В конце сочинения ответьте на вопрос: как художник сумел передать смысл притчи?
10.Оценки.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ