Конспект урока по Литературе "Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»" 8 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

С. Новодевичье м.р. Шигонский

Самарской области







УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ.


Тема: «Рассказ В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»»







Автор: Прохоров Василий Петрович,

учитель русского языка и литературы









Тема урока:

Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Цели урока:

- раскрыть смысл повествования: осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом;

  • осмыслить философское содержание рассказа;

  • научить распознавать содержание художественной детали.

Оформление урока:

  1. Фотографии семейных альбомов учащихся, портрет В.П. Астафьева, книги В.П.Астафьева.

Тип урока: урок развивающего обучения.
Подготовка к уроку:


  • Прочитать рассказ и подумать над его смыслом.

  • Попытаться ответить на вопрос: какую роль в жизни человека, семьи, государства, мира играют фотографии?

  • Есть ли у Вас в семье альбом фотографий?
    Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ рассказа по вопросам:

1. О чём этот рассказ?

  1. О каком времени повествует автор?

  2. Каким открывается это прошлое через фотографию? Скажите в общих чертах.

4. Какое отношение к фотографии, как к форме запечатления жизненного
мгновения, в Вашей семье?

III. Обратимся к самому произведению.

  1. Что вспомнил рассказчик, глядя на фотографию?

  2. О ком мы узнаём?

IV. Обратимся к характеру главного героя рассказа.



  1. Что он за человек? На основании каких фактов мы о нём судим? Подтвердите словами из текста («Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что всё могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги... Плюхнулся я возле лавки на пол»).

  2. Как характеризуют героя его размышления о мире растений? («Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства - расцветания...»).

  3. Какая картина жизни родилась в его воображении?

  4. Как через художественные детали эта картина предстаёт перед нами?

5. Какие части речи помогают конкретно представить точность этой картины (проникнутся, найдут, возникнет, двинется, набухнет, замрёт, сотворить; накапливая, разворачиваясь, опережая; бледно-зеленая, тёмная зелень).

V. Обратимся к образу учителя.

  1. Почему главным для повествователя является образ учителя? Докажите это.

  2. Что Вы можете сказать о характере учителя? («...печальные и оттого
    необыкновенно добрые глаза…», «... как только он умел улыбаться, - вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно»).

  3. Как жители деревни относились к учителю? Найдите в тексте.

  4. Какова была заслуга учителя в послевоенное время? («... в школе появились карандаши, тетради..., ...выхлопотал и привёз учебники...»).

  5. За что любили и уважали учителя ребята?

  6. Каким запомнил главный герой рассказа своего друга и наставника?
    («... вежливого, застенчивого, по всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников...»).

  7. Какую роль играет учитель в жизни человека?

  8. Считаете ли Вы учителя своим другом?

  9. Как Вы думаете, способен ли учитель сейчас стать частицей Вашего сердца, «раствориться» в Вашей памяти?

VI. Завершение урока.

  1. Вывод учителя.

  1. Как Вы понимаете конец рассказа: «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная история»?

  2. Как изменилось Ваше отношение к фотографии после чтения рассказа?

Домашнее задание:

- Привести в порядок семейные фотографии, расспросить родителей
об их истории и написать сочинение-миниатюру об одной из фото
графий: «Фотография моей семьи», «...моего друга», «...моего

класса» и т.п.

- Написать сочинение «Наша семья в фотографиях», «Наша страна в фотографиях» и т.п.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ