Конспект урока по Литературе "Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»" 8 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
С. Новодевичье м.р. Шигонский
Самарской области
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ.
Тема: «Рассказ В.П.Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»»
Автор: Прохоров Василий Петрович,
учитель русского языка и литературы
Тема урока:
Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:
- раскрыть смысл повествования: осмысление роли фотографии в жизни человека как документа о прошлом;
осмыслить философское содержание рассказа;
научить распознавать содержание художественной детали.
Оформление урока:
Фотографии семейных альбомов учащихся, портрет В.П. Астафьева, книги В.П.Астафьева.
Тип урока: урок развивающего обучения.
Подготовка к уроку:
Прочитать рассказ и подумать над его смыслом.
Попытаться ответить на вопрос: какую роль в жизни человека, семьи, государства, мира играют фотографии?
Есть ли у Вас в семье альбом фотографий?
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Анализ рассказа по вопросам:
1. О чём этот рассказ?
О каком времени повествует автор?
Каким открывается это прошлое через фотографию? Скажите в общих чертах.
4. Какое отношение к фотографии, как к форме запечатления жизненного
мгновения, в Вашей семье?
III. Обратимся к самому произведению.
Что вспомнил рассказчик, глядя на фотографию?
О ком мы узнаём?
IV. Обратимся к характеру главного героя рассказа.
Что он за человек? На основании каких фактов мы о нём судим? Подтвердите словами из текста («Я скатился с печки с намерением показать бабушке, что всё могу, что нет для меня преград, но подломились худые ноги... Плюхнулся я возле лавки на пол»).
Как характеризуют героя его размышления о мире растений? («Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства - расцветания...»).
Какая картина жизни родилась в его воображении?
Как через художественные детали эта картина предстаёт перед нами?
5. Какие части речи помогают конкретно представить точность этой картины (проникнутся, найдут, возникнет, двинется, набухнет, замрёт, сотворить; накапливая, разворачиваясь, опережая; бледно-зеленая, тёмная зелень).
V. Обратимся к образу учителя.
Почему главным для повествователя является образ учителя? Докажите это.
Что Вы можете сказать о характере учителя? («...печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза…», «... как только он умел улыбаться, - вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно»).Как жители деревни относились к учителю? Найдите в тексте.
Какова была заслуга учителя в послевоенное время? («... в школе появились карандаши, тетради..., ...выхлопотал и привёз учебники...»).
За что любили и уважали учителя ребята?
Каким запомнил главный герой рассказа своего друга и наставника?
(«... вежливого, застенчивого, по всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников...»).Какую роль играет учитель в жизни человека?
Считаете ли Вы учителя своим другом?
Как Вы думаете, способен ли учитель сейчас стать частицей Вашего сердца, «раствориться» в Вашей памяти?
VI. Завершение урока.
Вывод учителя.
Как Вы понимаете конец рассказа: «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная история»?
Как изменилось Ваше отношение к фотографии после чтения рассказа?
Домашнее задание:
- Привести в порядок семейные фотографии, расспросить родителей
об их истории и написать сочинение-миниатюру об одной из фотографий: «Фотография моей семьи», «...моего друга», «...моего
класса» и т.п.
- Написать сочинение «Наша семья в фотографиях», «Наша страна в фотографиях» и т.п.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ