Конспект урока по Литературе "Родная природа в лирике Эвелины Цегельник" 6 класс

Скачать материал

Урок по теме «Родная природа в лирике Эвелины Цегельник». 6 класс.


Цель:1) познакомиться с жизнью и творчеством Э.Цегельник;

2) формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения, акцентируя внимание на работе с художественными средствами языка;

3) развивать образное и логическое мышление;

4) учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе.


  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы читали стихи И.Никитина, М.Лермонтова, А.Толстого, Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета, известных поэтов 19 века. Дома вы должны были нарисовать иллюстрации к понравившемуся стихотворению. Их нужно представить и защитить.

  3. Презентация иллюстраций. Вывод формулируют учащиеся.

На прошлом уроке мы отметили, что образ Родины - это родные места, родные люди, дорогие воспоминания, родная природа. У нас с вами есть такое родное место – наш посёлок. Я предлагаю составить кластер на тему «Природа посёлка Октябрьский».

  1. Составление кластера на доске. Учащиеся выходят и рисуют кластер: природа посёлка Октябрьский – родники – леса - чистый воздух – луга – река Чепца – Якшинский пруд.

5)Писатели, поэты создают картины природы словами, а художники её пишут в картинах. Мы рассматривали картины Остроухова, Шишкина, Левитана, Венецианова. Сейчас рассмотрим работы наших фотохудожников – старшеклассников.

6) Показ слайдов о природе посёлка Октябрьский. Почему, по-вашему, ребята фотографируют природу? Вывод формулируют учащиеся: Природа посёлка уникальна, красива, богата.

  1. Внимательно посмотрите на тему урока. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Ответы учащихся.) Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Эвелины Цегельник, глазовской поэтессы, чьё творчество сравнивают с творчеством Агнии Барто. Как изображает природу Э.Цегельник? Вначале с ней познакомимся. (Сообщение учащихся, презентация книг).

  2. Работа в группах. На столе каждой группы сборники и распечатки стихов. Задания:

1 группа.

1. Выразительное чтение стихотворения «На зимней поляне».

2. О чём это стихотворение? Коротко рассказать его содержание.

3. Дать определение тропа «сравнение».

4. Найти сравнение в тексте стихотворения. Какова роль сравнения?

5. Какие чувства выражает автор?

2 группа.

1. Выразительное чтение стихотворения «Дыхание весны».

2. О чём это стихотворение? Коротко рассказать его содержание.

3. Дать определение тропа «олицетворение».

4. Найти олицетворение в тексте стихотворения. Какова роль олицетворения?

5. Какие чувства выражает автор?

3 группа.

1. Выразительное чтение стихотворения «Летняя жара».

2. О чём это стихотворение? Коротко рассказать его содержание.

3. Дать определение тропа «метафора».

4. Найти метафору в тексте стихотворения. Какова роль метафоры?

5. Какие чувства выражает автор?

4 группа.

1. Выразительное чтение стихотворения «На исходе лета».

2. О чём это стихотворение? Коротко рассказать его содержание.

3. Дать определение тропа «эпитет».

4. Найти эпитеты в тексте стихотворения. Какова роль эпитетов?

5. Какие чувства выражает автор?

9) Проверка работы в группах. Вывод формулируют учащиеся: Автор посвящает свои произведения разным временам года: весне, которая символизирует расцвет природы и сил человека; лету, которое символизирует зрелость природы, зрелость человеческих сил; осени, которая символизирует увядание природы, упадок сил человека; зиме, которая символизирует умирание, финал, застой природы. Все стихотворения связаны одной темой - взаимосвязи природы и человека, изображению лирической картины природы города Глазова в стихах.

10) Вернёмся к кластеру. Дополним список ассоциаций, мыслей, которые появились у нас после прочтения стихов Э.Цегельник и просмотра фотографий о природе нашего посёлка. (учащиеся добавляют записи: Сибирский тракт, берёзовая аллея, Якшинский родник и др.)

11) Составление синквейна на тему «Наша природа». На столе каждой группы распечатка – напоминание о синквейне. Это стихотворение, состоящее из 5 строк: 1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – существительным. 2 строка – описание темы в двух словах – прилагательных. 3 строка – описание действия в трёх словах – глаголах. 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к данной теме. 5 строка – одно слово или предложение, эмоциональное отношение ко всему сказанному. (учащиеся составляют синквейн)

1. Природа

Богатая, уникальная

Любоваться, наслаждаться, беречь

Человек – часть нашей природы

Беречь природу!

2. Чудо – природа

Божественна, прекрасна, неповторима

Не губи, охраняй, сочувствуй

Гармоничное общение с природой

Люби природу, человек!

3. Природа

Чистая, зелёная, безграничная

Дышит, радует, вдохновляет

Мы – маленькие частички природы

Красота!

12) Домашнее задание. Написать творческое сочинение «Природа посёлка».




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ