Конспект урока по литературе «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» 2 класс
Саранова Ольга Викторовна
МОУ СОШ №100 г. Волгоград
учитель начальных классов
Аттестуемый педагог: Саранова Ольга Викторовна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели урока: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям, создать условия для формирования умения обучающихся работать с текстом произведения, выразительно читать.
Задачи урока:
Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Развивать навык выразительного чтения.
На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», презентация, рисунок девушки Снежинки, вырезанные из бумаги снежинки по количеству человек в классе, листочки со словами – прилагательными, компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.
Задачи:
создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;
организация внимания обучающихся;
кратковременность этапа.
Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.
Задачи:
позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.
-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать? У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста на них, улыбнитесь им и друг другу. Мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.
Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:
О чём-то скрипит половица,
И спице опять на спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Выполняют задание учителя
2 мин
2.Актуализация знаний.
Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.
Задачи:
развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины.
Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.
Задачи:
уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений.
Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль.
Предполагаемый итог этапа:
установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.
-Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?
-На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных?
-Послушайте отрывки из сказок и скажите какая это сказка и кто её автор?
1. «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали»
2. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались…»
3. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать».
4. «А из болота голоса слышны: «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото»
5. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…»
-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!
Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море…
Вот сколько сказок на свете!
Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом).
1.Русская народная сказка «У страха глаза велики»
2.Братья Гримм «Маленькие человечки»
3. Русская народная сказка «Снегурочка».
4. Э. Шим «Всем вам крышка»
5. В.Одоевский «Мороз Иванович»
Ответы детей
3 мин
3.Постановка темы и целей урока.
Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала
Задачи:
подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;
привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,
наметить план учебных действий.
Задачи:
проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.
Метод: проблемно-поисковый, наглядный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
-Ребята, а какое время года наступило? Какой идет сейчас месяц?
- А вот главным героем сегодняшнего произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это?
Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге
- О ком же будете читать сегодня?
- Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока (слайд №1).
- Какие же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем.
- А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? - Что для этого мы должны с вами уметь?
- Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» (слайд №2)
-Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом?
- Мы уже определили тему урока, поставили цель, наметили план действий.
Зима. Декабрь.
-О Деде Морозе (определяют тему урока)
- Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова.
Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки.
- Знакомство с произведением.
- Составление модели обложки.
- Работа над содержанием сказки.
3 мин
4. Этап усвоения новых знаний.
Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения.
Задачи:
обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.
Цель этапа для учащихся:
получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль.
Задачи:
умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения.
Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы.
Предполагаемый итог этапа:
активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля.
- Итак, с чего начнём?
- Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.
- Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор.
- А какие чувства возникли в вашем сердце?
- Какой следующий пункт плана наших действий?
- Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? (слайд №3)
- Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №4)
- А вот такую обложку я сделала для нашей книги, в которую войдут ваши стихи, рассказы и рисунки. Обратите внимание, кто будет автором нашей книги?
- Посмотрите на доску, что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель?
- Все ли слова вам понятны в этой сказке?
- Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь.
- Прочитайте имена в тетради. Все ребята согласны.
- Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.
- Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.
- А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1.
- Прочитайте, что вы записали.
- Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.
- Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.
- Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №5).
- Ребята, вы много работали с текстом, ваши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть и выполним упражнения для глаз. А в этом нам поможет снежинка. (слайд №6, №7).
- В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней?
- Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки (слайд №8).
- Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд №9)
- Так как же Снежинка пожалела землю?
- Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане (слайд №10).
- Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11)
- Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?
- А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.
- Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?
- Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу.
Спасибо, ребята! Молодцы!
- Знакомство с произведением.
Отвечают на вопросы.
- Составить модель обложки.
Работа в парах над составлением модели обложки.
- Нет. Тема указана неверно.
- Ребята из нашего класса.
Работа над содержанием сказки.
- Работа в тетради на стр. 62 №2.
- Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.
- Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.
- Лёд на реках мосты построил.
- Иней лес украсил, чтобы он был красивый.
Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь: «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»
- Хороших, потому, что они принесли пользу людям.
- Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.
Выполняют гимнастику для глаз
- Быть добрыми, внимательными, заботливыми, приносить добро людям и пользу.
- Она покрыла её белым снегом.
- Чтобы ей было тепло и не погибли растения»
- Узнали много нового.
- Дети читают стихотворения собственного сочинения.
27 мин
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании.
Задачи:
соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;
проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.
Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.
Задачи:
осмысление и оценка своей деятельности на уроке;
понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;
умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.
- Подведём итоги нашего урока.
- Какую сказку мы читали на уроке?
- Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку?
А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.
-В какой пословице говорится об этом? В каком произведении мы познакомились с этой пословицей?
Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю. Но прежде, оцените свою работу на уроке.
- На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №12)
- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята!
Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались?
Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега!
- Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось.
Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?
- подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);
- подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);
- творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4).
-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.
- Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза».
Ответы детей.
Много снега – много хлеба»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
-Дети раскрашивают снежинки.
- Прикрепляют снежинки.
- Пояснения детей.
Выбор задания и запись в дневник.
5 мин
Список использованных источников
-страница интернет-сайта: http://www.o8ode.ru/article/krie/cneginki.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ